Методические рекомендации по организации оглашения на приходе.

Преамбула 2

Обоснование необходимости максимально

внимательного и серьезного подхода

к организации оглашения на приходе. 3

Требования к катехизатору 3

Катехизация от свечного ящика до воцерковления. 5

Показатели эффективности 9

Контроль качества 9

Приложения 9

Преамбула

Данные рекомендации стали результатом широкого обсуждения лучших катехизических практик на собраниях приходских миссионеров-катехизаторов, которые проходили в 2017 году во всех викариатствах Московской городской епархии.

В предложенных рекомендациях не ставилось целью подробно изложить содержание бесед. Лучшие образцы бесед и другие приходские разработки в области предкрещальной катехизации по мере поступления будут публиковаться на сайте комиссии по миссионерству и катехизации.

При всем многообразии существующих приходских огласительных практик мы не предлагаем всем прийти к единому стандарту и расписать каждый шаг катехизатора, но, учитывая наиболее удачные подходы к организации оглашения, лишь указываем на те моменты, которые позволят сделать оглашение более эффективным.

Для ясности изложенного материала в приложениях приведено лишь по одному примеру различных приходских разработок, что конечно же не исчерпывает всего разнообразия существующих пособий и не претендует на то, что это лучший образец.

Обоснование необходимости максимально внимательного и серьезного подхода к организации оглашения на приходе

Предкрещальная катехизация является неотъемлемой частью приходской жизни. Именно слушатели огласительных бесед являются нашими потенциальными прихожанами.

Независимо от уровня подготовки или степени воцерковления слушателей, огласительные беседы обязательны и необходимы для всех взрослых, готовящихся к святому Крещению, крестных и родных родителей крещаемых детей.

Даже среди постоянных прихожан, регулярно приступающих к таинствам, встречаются различные заблуждения. Так же очень часто священники сталкиваются с ситуацией, когда на исповедь приходят совершенно неготовые люди или случайные захожане. Поэтому огласительные беседы о православной вере проводятся для всех:

— желающих принять Святое Крещение или стать крестными родителями;

— считающих себя православными христианами, но не знающих Символ веры;

— желающих впервые поисповедоваться и причаститься;

— просто интересующихся православием;

— тех, кто хочет проверить, насколько православно они веруют;

— кто хотел бы научиться сам рассказывать о вере.

Требования к катехизатору

Катехизатор должен иметь призвание к служению и необходимое профильное образование. Это необходимо и достигнуто на большинстве приходов, но не всегда достаточно для качественной катехизации.

Можно отметить 2 крайности, встречающиеся в подаче материала.

Катехизатор говорит все правильно, но сухо и неинтересно, что всегда хорошо заметно по сонному виду слушателей. Поэтому надо всегда следить за тем, как ваша аудитория воспринимает материал. Иногда надо задать вопрос залу или еще каким-то образом привлечь внимание к важности обсуждаемого предмета, привести пример из жизни и т.д.

Катехизатор говорит живо и интересно о своем опыте веры и много о чем, но главная тема не раскрыта. На такой лекции оглашенные приятно проведут время, но могут так и не узнать, кто такой Христос.

Вы — свет миру. По вам многие из пришедших будут формировать сое отношение к христианству. Уважайте ваших слушателей. Они пришли на эту беседу узнать о Христе от Его учеников.

Поэтому недопустимо:

Проповедовать ереси. Если вы не уверены в том, что таково учение Церкви, не высказывайте свои предположения и теологумены.

Разговор о политике, личной жизни и других посторонних предметах. Надо ценить каждую минуту, дарованную Богом для просвещения слушателей.

Надменность, превозношение катехизатора над слушателями. Учительский тон, морализаторство, унижение слушателей, духовничество.

Самые успешные проекты подают пример привлечения к катехизации активных прихожан-помощников катехизатора.

Оглашение на приходе не должно замыкаться на одном активисте, а должно стать делом всей общины. Единомышленников можно найти из числа учащихся взрослой воскресной школы или посещающих библейские или вероучительные беседы. Постепенно у вас сложится дружный коллектив, в котором всегда можно услышать здоровую критику, ценные замечания и предложения, которые помогут совершенствовать оглашение. «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф 9:37-38)

Катехизация от свечного ящика до воцерковления.

  1. До первой беседы.

Сразу при обращении за свечной ящик по поводу Крещения всем оглашенным, родителям и крестным выдается памятка с графиком предстоящих бесед, телефоном катехизатора и подробным разъяснением необходимости подготовки к Таинству. (Приложение 1)

Эта памятка поможет немного подготовить наших слушателей к первой беседе и всему предстоящему процессу. По опыту многих катехизаторов, почти всегда требуется некоторое время на обоснование предкрещальной подготовки.

Готовящиеся к Крещению заполняют анкету-тест, позволяющую понять катехизатору степень воцерковления, знание православного вероучения, выявить изъяны в мировоззрении. (Приложение 2)

Также в анкете оглашаемые оставляют ФИО, номер телефона, электронную почту, название прихода, который посещают. В дальнейшем эти данные используются для рассылки катехизаторских материалов, приглашений на церковно-приходские мероприятия, поздравлений с праздниками. Заполненную анкету сдают катехизатору на первой встрече.

  1. Общий порядок проведения огласительных бесед.

Подготовка к Крещению состоит минимум из двух бесед, но есть приходы где обязательная подготовка составляет 3-5 бесед, что особенно важно для подготовки взрослых к Крещению. В ходе бесед простым и понятным языком рассказывается о Боге, творении мира, о природе человека и грехопадении, основные этапы священной истории, Боговоплощение, страдания, смерть и воскресение Господа Нашего Иисуса Христа, о Церкви и таинствах, о Божественной Литургии, о жизни христианской, о православной семье и христианском воспитании детей. Если бесед две, то первая беседа обычно посвящена вопросам веры, вторая — практическим вопросам христианской жизни. По ходу беседы катехизатор также касается профилактики наиболее распространенных заблуждений и суеверий.

Каждая беседа продолжается около полутора часов, но зачастую продолжается намного дольше, до трех часов. В ходе беседы катехизатор определяет готовность оглашаемых, при необходимости назначаются дополнительные индивидуальные беседы, дается домашнее задание, предлагается посещать занятия по Закону Божию и библейские беседы при храме. Раздаются миссионерские листовки с информацией обо всех приходских духовно-просветительских мероприятиях.

  1. Домашнее задание (приводится один из удачных примеров).

Между первой и второй беседой оглашаемым необходимо выполнить определенное задание. Его выполнение проверяется перед началом второй беседы, и в случае невыполнения человек до второй беседы не допускается. Задание состоит из трех частей.

Во-первых, задание по Символу Веры. От оглашенного требуется его понимание и чтение без грубых ошибок. Дома оглашаемый заполняет тест по Символу Веры. (Приложение 3) Как показывает практика, выполнение проверочного задания, в данном случае теста, необходимо, иначе большинство просто ничего не сделает.

Во-вторых, необходимо полностью прочесть одно из Евангелий. В первой беседе мы объясняем оглашаемым, которые, как правило, не читали Евангелия, что следование за Христом не мыслимо без общего представления о Нем Самом, Его миссии и Его учении, которое лучше всего получить от Него Самого в Евангелии. Кроме того, мы надеемся, что при чтении Слова Божьего сердца человека может коснуться Божественная благодать, подчас впервые, что само по себе превышает возможности катехизатора и является главным результатом оглашения. Иногда так действительно происходит, и тогда люди искренне благодарят катехизатора.

В качестве заданий мы просим сформулировать несколько вопросов по содержанию Евангелия и найти в тексте основные события земной жизни Спасителя. (Приложение 4) Без знакомства с текстом это сделать довольно затруднительно, и, напротив, читая Евангелие, человек легко справится с заданием. В итоге получается, что практически все прочитывают текст и формулируют для себя вопросы, ответы на которые катехизатор дает вначале второй беседы.

В-третьих, мы просим человека прийти на Таинство Исповеди. Мы рекомендуем, но не требуем Причащаться, поскольку в противном случае, не имея веры, человек может Причаститься «ради галочки», безусловно во осуждение. Тем не менее, исповедальная беседа со священником необходима, и существенная часть наших бесед направлена на то, чтобы подготовить человека к Исповеди. Здесь мы также питаем надежду, что участие в Таинстве способно преобразить душу человека, и это на самом деле происходит. Среди оглашаемых оказывается достаточно много людей, которые давно сами хотели прочесть Евангелие или исповедаться, но откладывали выполнение своего желания, и оглашение послужило для них стимулом.

В целом задание получается достаточно объемным, и не всякий готов его выполнить. Но если человек не готов немного потрудиться перед Крещением, будет ли он трудиться после него, воспитывая ребенка в вере? Объем задания, таким образом, также служит своеобразным критерием допуска к участию в Таинстве Крещения, позволяющим выявить тех, кто не готов ответственно в нем участвовать. Для большинства же оглашаемых это задание вполне по силам. Интересно, что, когда мы давали людям существенно меньшее по объему задание, многие просто его не выполняли, видимо, почувствовав несерьезность требований.

  1. Раздаточный материал

Эффективное оглашение на всех этапах сопровождается раздачей печатных материалов: Символ Веры с кратким объяснением, как подготовиться к Исповеди и Причастию и тд. Если выясняется, что у кого-то нет Евангелия, желательно найти возможность подарить бесценную книгу.

  1. Использование слайдов во время учебного процесса

У отдельных приходов есть успешный опыт применения проектора, с помощью которого во время беседы транслируется специально подготовленная презентация. Известно, что наглядные пособия помогают лучше усваивать материал. (Приложение 5)

  1. Исповедальная беседа со священником.

Как уже говорилось выше, далеко не все оглашенные после бесед готовы к первой исповеди, но доверительная беседа со священником необходима и возможна для каждого.

Там где заканчивается миссия катехизатора, начинается ответственность священства, духовное окормление. Здесь надо понимать деликатность ситуации, ведь для многих это их первая в жизни беседа со священником. На этом этапе важно донести до собеседника, что христианство – это не теория и набор правил, а жизнь во Христе. Не достаточно просто признать Символ Веры, необходима молитва, участие в богослужении и таинствах, чтение Библии, святых отцов, аскетика, добрые дела.

Наконец, непосредственно само Таинство Крещения дает прекрасный повод для проповеди, тем более что среди присутствующих гостей часто бывают и те, кто не был на беседах.

Очень важно разъяснять чинопоследование Крещения, чтобы смысл молитв и действий священника и всех участвующих в таинстве был понятен каждому.

  1. Постоглашение.

Как известно, Крещение – это только начало пути, и новопросвещенных членов Церкви необходимо поддержать на первых шагах церковной жизни. Для этого на активных миссионерских приходах организуются тайноводственные беседы. Все желающие приглашаются на более подробный курс вероучительных бесед. Это может быть 10-15 бесед, рассчитанных на 1 семестр или более продолжительный курс. Перед началом каждого такого курса или цикла бесед всем прошедшим предкрещальную катехизацию необходимо выслать на электронную почту (из заполненных анкет) приглашение с календарным планом лекций. (Приложение 6)

Так же есть примеры создания групп в соцсетях для тех, кто прошел оглашение. Таким образом, общение с катехизаторами продолжается и после крещения, помогая человеку на пути воцерковления.

Показатели эффективности.

Обработка и анализ данных анкет, тестов и домашних заданий со временем составят для катехизатора и всего прихода красочную картину той аудитории, которая приходит на предкрещальные беседы (Приложение 7).

Это поможет совершенствовать качество оглашения и проследить дальнейшую судьбу оглашенных. Сколько из них придут на постогласительные, тайноводственные или вероучительные беседы, станут постоянными прихожанами.

Контроль качества.

На собраниях приходских миссионеров-катехизаторов, которые проходили в 2017 году во всех викариатствах Московской городской епархии не раз поднимался вопрос о том, как катехизатору понять, насколько хорошо он справляется со своим служением.

Для этого предлагаем хотя бы иногда (минимум раз в год) настоятелю или другому священнослужителю, ответственному за взаимодействие с катехизатором, присутствовать на огласительных беседах в качестве слушателя, после чего высказывать свои замечания, пожелания и предложения катехизатору. Так же для обмена опытом и постоянного совершенствования начинающие катехизаторы могут ходить на беседы к своим более опытным коллегам. Список храмов с хорошо организованным оглашением прилагается. (Приложение 8)

Приложения

  1. Памятка готовящимся к Крещению
  2. Анкета оглашаемого
  3. Тест на понимание Символа веры
  4. Задания по Евангелию от Матфея
  5. Презентации со слайдами двух бесед.
  6. 15 бесед о Православии
  7. Аудитория огласительных бесед
  8. Список храмов с хорошо организованным оглашением