В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта в области образования современная российская школа должна содействовать формированию целостного мировоззрения личности выпускника основанного на духовно-нравственных ценностях и воспитанию российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения, ответственности и долга перед Отечеством, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, традиционных религий и основ культурного наследия народов России).
В связи с этим предлагается к рассмотрению Программа по духовно-нравственному воспитанию школьников “Имя России”, которая реализуется в течение последних 3 лет храмом святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО со школами района проспект Вернадского.
В качестве основы используются выдающиеся исторические персонажи, внесшие существенный вклад в формирование и укрепление российской государственности, и являющие собой высокий личностный духовно-нравственный жизненный пример для воспитания современной молодежи в различных областях общественного служения, а именно: государственный деятель, военноначальник (полководец), дипломат, представитель церкви (святой), ученый (исследователь), художник, поэт (писатель), композитор.
По состоянию на текущий момент подготовлены и осуществлены во всех школах района проспект Вернадского беседы по следующим героям: Князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, Федор Ушаков, Александр Суворов, Павел Нахимов. Также реализованы социальные проекты – День народного единства, День Матери, 100 лет революции.
Организационная форма – проектная деятельность в рамках общешкольного тематического классного часа, включенного в сетку учебного планирования для всех ступеней образования (начальная, средняя, старшая школа).
Общее количество исторических персонажей – 44
Периодичность – 4 раза в год
Подача материала – беседа, учитывающая возрастные особенности школьников, с использованием элементов презентации, литературно-поэтических, сценических композиций и видео материалов.
Содержание – раскрытие нравственных мотивов поступков героев, их жизненный опыт на фоне исторических событий и его актуализация для современного школьника.
Основа –раскрытие личности героя путем осмысления его жизненного пути на основе духовно-нравственных (православных) ценностей.
Такой подход позволяет интегрировать воспитательную деятельность в образовательный процесс и осуществлять ее реализацию в достаточной длительной перспективе имея ввиду принцип цикличности и повторяемости с учетом естественной ротации школьников.
В основе подачи всего материала могут быть раскрыты духовно- нравственные ценности, не исчерпывающиеся следующим перечнем:
Служение – отечеству, близким людям, Богу.
Патриотизм – как высшая форма любви к своему отечеству, народу
Нравственный выбор между добром и злом
Божий промысел – осмысление исторических событий с религиозной точки зрения
Семья – брак мужчины и женщины, рождение детей, многодетность как основа сохранения и развития народа и государства
Любовь – к Родине, людям, природе
Милосердие, сострадание – уважение старости, инвалидности,
Миротворчество – Россия вела всегда освободительные и оборонительные войны
Нестяжательство – как антипод современному потребительскому стилю жизни
Красота Богом созданного мира – как источник творческого вдохновения и т.д.
При реализации данного проекта школы получают дополнительную возможность в области духовно-нравственного воспитания, а именно:
- содержательный план беседы:
– текст с описанием жизни и событий исторической личности для учителя в популярном, авторском изложении. Подача материала актуализирована с точки зрения современного человека: почему наш герой актуален и сегодня или что из его жизни мы должны взять для себя, какие сделать выводы или чему научиться, в чем взять с него пример. Какие аналогии или исторические параллели мы можем провести с современной жизнью государства, нравственного состояния общества, личности. При этом делать упор не на описательно-повествовательный стиль изложения, а живой разговорный язык.
- сценарную разработку литературно-поэтического содержания;
- учебные видео материалы на основе телевизионных видео фильмов (ВГТРК, ТВЦ, ОТР и др.);
- сценические миниатюры;
- макет стенда со сменяемым плакатом, посвященным конкретной исторической личности, который должен быть размещен в общей рекреационной зоне школы. В оформлении стенд имеет элементы общей стилистики Программы “Имя России” в современном ярком привлекательном дизайнерском варианте, рассчитанном на привлечение внимания современных школьников, со следующими элементами:
– емкими крылатыми фразами или яркими фактами его биографии, взятыми из жизнеописания и соответствующими заявленным нами выше нравственным понятиям и ценностям;
– отрывками из стихов;
– фотографиями, фрагментами картин;
- компьютерную презентацию на основе иллюстраций, посвященных как самому герою, так и событиям из истории государства, к которым он был сопричастен, для усиления эмоционального восприятия содержательной части литературно-поэтических частей беседы.