В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта в области образования современная российская школа должна содействовать формированию целостного мировоззрения личности выпускника основанного на духовно-нравственных ценностях и воспитанию российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения, ответственности и долга перед Отечеством, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, традиционных религий и основ культурного наследия народов России).

В связи с этим предлагается к рассмотрению Программа по духовно-нравственному воспитанию школьников «Имя России», которая реализуется в течение последних 3 лет храмом святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО со школами района проспект Вернадского. 

В качестве основы используются выдающиеся исторические персонажи, внесшие существенный вклад в формирование и укрепление российской государственности, и являющие собой высокий личностный духовно-нравственный жизненный пример для воспитания современной молодежи в различных областях общественного служения, а именно: государственный деятель, военноначальник (полководец), дипломат, представитель церкви (святой), ученый (исследователь), художник, поэт (писатель), композитор.

По состоянию на текущий момент подготовлены и осуществлены во всех школах  района проспект Вернадского беседы по следующим героям: Князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, Федор Ушаков, Александр Суворов, Павел Нахимов. Также реализованы социальные проекты – День народного единства, День Матери, 100 лет революции.

Организационная форма – проектная деятельность в рамках общешкольного тематического классного часа, включенного в сетку учебного планирования для всех ступеней образования (начальная, средняя, старшая школа).

Общее количество исторических персонажей – 44 

Периодичность – 4 раза в год 

Подача материала – беседа, учитывающая возрастные особенности школьников, с использованием элементов презентации, литературно-поэтических, сценических композиций и видео материалов.

Содержание — раскрытие нравственных мотивов поступков героев, их жизненный опыт на фоне исторических событий и его актуализация для современного школьника.

Основа –раскрытие личности героя путем осмысления его жизненного пути на основе духовно-нравственных (православных) ценностей.

Такой подход позволяет интегрировать воспитательную деятельность в образовательный процесс и осуществлять ее реализацию в достаточной длительной перспективе имея ввиду принцип цикличности и повторяемости с учетом естественной ротации школьников.

В основе подачи всего материала могут быть раскрыты духовно- нравственные ценности, не исчерпывающиеся следующим перечнем:

Служение — отечеству, близким людям, Богу.

Патриотизм — как высшая форма любви к своему отечеству, народу 

Нравственный выбор между добром и злом

Божий промысел – осмысление исторических событий с религиозной точки зрения

Семья — брак мужчины и женщины, рождение детей, многодетность как основа сохранения и развития народа и государства

Любовь — к Родине, людям, природе

Милосердие, сострадание — уважение старости, инвалидности, 

Миротворчество — Россия вела всегда освободительные и оборонительные войны
Нестяжательство — как антипод современному потребительскому стилю жизни 
Красота Богом созданного мира — как источник творческого вдохновения и т.д.

При реализации данного проекта школы получают дополнительную возможность в области духовно-нравственного воспитания, а именно:

  • содержательный план беседы:

— текст с описанием жизни и событий исторической личности для учителя в популярном, авторском изложении. Подача материала актуализирована с точки зрения современного человека: почему наш герой актуален и сегодня или что из его жизни мы должны взять для себя, какие сделать выводы или чему научиться, в чем взять с него пример. Какие аналогии или исторические параллели мы можем провести с современной жизнью государства, нравственного состояния  общества, личности. При этом делать упор не на описательно-повествовательный стиль изложения, а живой разговорный язык.

  • сценарную разработку литературно-поэтического содержания;
  • учебные видео материалы на основе телевизионных видео фильмов (ВГТРК, ТВЦ, ОТР и др.);
  • сценические миниатюры;
  • макет стенда со сменяемым плакатом, посвященным конкретной исторической личности, который должен быть размещен в общей рекреационной зоне школы. В оформлении стенд имеет элементы общей стилистики Программы «Имя России» в современном ярком привлекательном дизайнерском варианте, рассчитанном на привлечение внимания современных школьников, со следующими элементами:

— емкими крылатыми фразами или яркими фактами его биографии, взятыми из жизнеописания и соответствующими заявленным нами выше нравственным понятиям и ценностям;

— отрывками из стихов;

— фотографиями, фрагментами картин;

  • компьютерную презентацию на основе иллюстраций, посвященных как самому герою, так и событиям из истории государства, к которым он был сопричастен, для усиления эмоционального восприятия содержательной части литературно-поэтических частей беседы.