О Празднике Крещения Господня от А до Я
19 января Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий Евангельской истории – Крещение Господа нашего Иисуса Христа, которое совершилось в начале Его открытого земного служения. Христос пришел на берег реки Иордан и, не имея в Себе никакого греха, принял Крещение от рук святого Иоанна Предтечи, показывая нам пример смирения и освящая водное естество.
Крещение Господне называют также Богоявлением, ибо в этот момент совершилось явление Полноты Божества – явление всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с Небес свидетельствовавшего о Сыне, Сына, принявшего Крещение, и Духа Святого, сошедшего на Сына в виде голубя. В память об этом Святая Церковь накануне и в сам день праздника совершает особый чин великого освящения воды. Во время великого водоосвящения молятся о том, чтобы вода освятилась силой, и действием, и наитием Святого Духа; о том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела, чтобы получила благословение, отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов.
СВЯТАЯ ВОДА (от греч. «агиасма» – «святыня») – обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода, приобретающая благодатные и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением (водосвятием). Святая вода обладает особыми свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. К ней христиане имеют особое благоговение. Также ее называют крещенской и богоявленской.
ВОДООСВЯЩЕНИЕ (ВОДОСВЯТИЕ) – это обряд, в котором Святая Церковь призывает благословение Божие на воду. Различают малое водоосвящение (совершается в течение года на водосвятных молебнах) и великое (совершается дважды в году – в Крещенский сочельник, 18 января, и в день Богоявления, 19 января). Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия низводит на воду благословение Господне. Освященная вода – образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает, укрепляет к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Святую воду называют и крещенской, и богоявленской – речь идет об одной и той же воде. Некоторые думают, будто бы Крещение и Богоявление – разные праздники, и вода, которую освящают в сочельник и в сам день праздника, не одинакова. Это суеверие! 18 и 19 января вода освящается одним и тем же чином, поэтому различать ее не следует.
  • Каждый верующий должен иметь дома святую крещенскую воду. На протяжении года и более она не портится, и это – чудо благодати Божией, в котором может убедиться каждый. Крещенская вода обладает целебной силой, но действие ее зависит и от веры человека.
  • Если нет возможности прийти в храм за водой, можно попросить об этом родных или знакомых. В очереди за святыней не стоит торопиться и толкаться. Гораздо полезнее будет помолиться в это время ожидания.
  • Святую воду можно разбавить простой чистой водой. Не стоит надрываться, унося из храма фляги и канистры. Достаточно взять небольшую бутылку и расходовать ее равномерно весь год.
  • Хранить святую воду можно и в пластиковой, и в стеклянной посуде, поставив ее рядом с иконами или в иное подобающее место.
  • Святой водой можно окропить свой дом, место работы и учебы, автомобиль и иные вещи, произнося при этом молитву «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
  • Принимать святую воду принято натощак вместе с просфорой, после прочтения утренних молитв. Пить ее следует благоговейно, с молитвой, чтобы этот дар Господень был во здравие души и тела. В случае болезни можно пить святую воду по мере необходимости (также можно пить крещенскую воду при желании избавиться от сильного действия какой-либо страсти или скорби).
  • Если вода стала непригодна для питья, ее следует вылить на непопираемое место – в проточную реку или, например, в цветы.
  • Если у вас есть желание окунуться в прорубь, то, исходя из состояния здоровья, спросите благословение у священника и соблюдайте меры безопасности. Купание в иордани не является церковным Таинством, очищающим душу от грехов, это просто благочестивая традиция. Надо помнить, что грехи прощаются только в таинстве Исповеди.
  • Православная Церковь негативно относится к различного рода святочным гаданиям и просит своих чад не совершать грехов чародейства. Гадания в «крещенский вечерок» – тяжкий грех для души, осквернение святого дня.
  • Крещенский Сочельник (18 января, день накануне Крещения), по церковному Уставу, является днем строгого поста, поэтому его стоит провести в молитве. В Рождественский сочельник готовят сочиво – вареное зерно с сухофруктами и медом. Таков же Устав о трапезе и 18 января. Крещенским сочельником заканчиваются Святки – праздничные дни после Рождества Христова.
  • В праздник Крещения Господня православные христиане ходят в храм, участвуют в таинствах Исповеди и Причастия.

 
МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ
«…Когда Господь, как человек, крестится во Иордане, – мы в Нем и Им омываемся, и когда приемлет Он Духа – мы чрез Него делаемся духоприемными». (Святитель Афанасий Великий)
«Господь Иисус Христос установил новое общество, вступать в которое можно только получивши крещение; посему Он, чтобы во всем быть подобным братьям Своим, Сам первый благово лил подчиниться этому закону». (Блаженный Иероним Стридонский)
«Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся – крещением. Бог Дух Святый – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца». (Святитель Феофан Затворник)