О цели и значении Таинства Крещения 

(рекомендации по проведению огласительной беседы с восприемниками и родителями)

ЗАЧЕМ КРЕСТИТЬ РЕБЁНКА?


МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Предварить общение можно пояснением, что это не занятие и не урок, а «беседа», цель которой — обратить внимание слушателей на те стороны жизни Церкви, которые в силу разных причин они не замечают и не знают 

Будущие восприемники зачастую имеют весьма слабое представление, или вообще не знают ничего о Таинстве Крещения и других Таинствах Церкви, о Боге и  Православной вере. Потому при проведении огласительных бесед необходимо проявлять тактичность, расположить слушателей к себе, но главное — к Церкви.
 

  1. Всегда нужно быть готовым к импровизации 

Аудитория очень разная — и по возрасту, и по своему отношению к Церкви. Поэтому, несмотря на то, что существует план проведения бесед, ему не всегда возможно и стоит следовать.

  1. Будьте готовы провести дополнительные занятия 

В ходе провеления огласительных бесед часто выявляются наиболее заинтересованные слушатели, с которыми желательно проведение дополнительных индивидуальных бесед. 

  1. При проведении беседы не стоит «опускаться» до бытового уровня, «разжевывая» какие-то житейские ситуации

Старайтесь почаще, насколько это  возможно, приводить цитаты из Священного Писания, высказывания святых отцов, использовать выражения из литургической практики. Слушатели должны почувствовать разницу между языком общения в быту и сакральным языком Церкви.

Беседу желательно вести в формате диалога


СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ответы восприемников на вопрос «Зачем крестить ребёнка?»:

а) дополнительная защита ребёнка — от сглаза, проклятий, болезней и т.д.;

б) традиция, благочестивый обычай и даже — некая торжественная «церемония»; 

в) «сейчас мы за него решаем и знаем, что так положено».

По мнению наших оппонентов, Крещение младенцев ограничивает свободную волю человека. Но они не учитывают, что Бог, будучи абсолютно свободным, создал и человека по образу и подобию Своему, т.е. со свободной волей. Противники Крещения также часто высказывают предложение дать младенцу возможность, когда он достигнет совершеннолетия, сделать осознанный выбор и крестится, или выбрать другую религию, а может быть остаться атеистом.

НАИЛУЧШИЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТА:

Да, действительно, мы как родители и наставники знаем, что полезно нашему ребёнку. Родители и даны для того, чтобы в силу несовершеннолетнего возраста направлять и вразумлять чадо. 

Мы считаем нормальным заставлять ребёнка учится тогда, когда он этого не хочет, или не лениться и заниматься физическими упражнениями. Всё это, несмотря на возражения нашего чада, мы считаем полезным для него.

В духовной сфере происходит примерно то же самое. Не зря появилось выражение «крепкий духом». Освоить навыки, необходимые в преодолении житейских невзгод, важно для каждого человека. Для этого и необходимо духовное образование. 

В слове «Образование» не зря корень — «Образ». Дать образование – это значит не только дать ребенку как можно больше знаний, но и помочь ему раскрыть в себе Образ Божий, изначально заложенный в каждом из нас.

Для чего это нужно? В духовной области не бывает статичности, человек либо духовно развивается, либо деградирует. Деградация ведёт человека к тому, что мы называем «бездуховностью», т.е. — к духовной смерти. 


Мы созданы для вечной жизни с Богом, как источником Любви. И по Своей Любви к нам, Господь дал каждому человеку залог вечной жизни. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор. 3, 16). 

Другими словами, потенциально мы подобны богу. Только не можем реализовать этот потенциал. Потому Сам Бог пришёл на Землю, принял на себя нашу поврежденную природу, и вочеловечился, чтобы мы обожились (св. Афанасий Великий). Иисус Христос — второе лицо Святой Троицы, во всём подобен нам, человекам, кроме греха.

Именно о грехе как о причине поврежденности человеческой природы говорит апостол Павел:  

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то\’, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7, 19-20).

Вывод прост — для того, чтобы избавиться от духовной повреждённости и стать духовно цельным человеком, надо избавиться от греха. Но страсти так поразили человека и завладели им, что, подобно тяжело больному человеку, не избавиться от них без искусного врача. Именно поэтому Иисус Христос сравнивает себя со врачом, когда говорит:

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2, 17).

Поэтому святые отцы считали, что Храм Божий — это духовная лечебница и что без Церкви нет спасения. Потому что только в Церкви совершаются Таинства (от слова «тайна»). Т.е. — те чинопоследования с участием священников, алтарников, хора, которые мы можем увидеть в храме, но тайная часть которых сокрыта от нашего телесного взора. Мы можем почувствовать их благодатное действие, если станем членами Церкви, воцерковимся. 

С этой точки зрения Крещение — «входной билет» в Церковь, возможность приобщиться к Иисусу Христу, т.к. именно он и есть Глава Церкви о которой сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют её» (Мф. 16:18). 

Таинство Крещения установил сам Иисус Христос, первым принявший его на реке Иордан от Иоанна Крестителя.
В духовном плане, Крещение есть духовное рождение человека. Другими словами — рождение в жизнь вечную, необходимый залог духовного спасения, избавления от порабощения грехом. 

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мк 16:16). 

Да, мы верим в то, что наша телесная смерть — это переход в вечность, в отличие от атеистов. Атеизм — это тоже вера, вера в вечную смерть, так как атеисты считают, что после смерти наступает НИЧТО. Тогда, по словам Ф.М.Достоевского «Если Бога нет, всё дозволено»(?).

Верующие в Бога накладывают на себя ряд ограничений, смысла в которых атеисты не видят. Впрочем, иногда придерживаются некоторых из приличия, этики). Однако почему надо соблюдать приличия и придерживаться этики, объяснить не могут. Христиане же всё сверяют по заповедям Божиим. Это основной критерий в жизни православного человека.


Каковы эти заповеди?

Заповеди Моисея (или заповеди Ветхого завета, данные до пришествия Христа на Землю). Многие из них знакомы каждому, например:
—  не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй. Их всего десять. Почти все носят запретительный характер, т.е. — отвечают на вопрос — что делать, чтобы не погибнуть?

Иисус Христос в Нагорной проповеди даёт новые заповеди — Девять заповедей блаженства.  

Они носят уже как бы рекомендательный характер — а что нужно для того, чтобы спастись, получить блаженство, высшую степень счастья? И начинаются они со слов «Блаженны»…, например:

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 

Итак, всего 19 заповедей. Запомнить очень легко. 

Может быть, достаточно руководствоваться лишь некоторыми из них? Из Священного Писания мы знаем, что один из законников, искушая Христа, спросил, говоря: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в Законе?».

На что Христос ответил:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Матф.22:35-40).

***
ВАЖНО! Почти всегда, когда я задаю вопрос о заповедях Любви, отвечают со второй. Объясняю, что без первой есть лицемерие и самообман.
Полюбить ближнего (неправедного человека, преступника) без веры в Бога часто невозможно. Но если мы знаем, что в нём заложен Образ Бога и Христос пострадал за него тоже… Наверное, можно понять так — Любим Образ Божий в человеке, но ненавидим грех, который этот Образ затмевает. 

***

«Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:15)
Но всё благоразумием «С преподобным преподобен будеши <…> и со строптивым развратишися» (Пс.17:26-27) Если этот брат не слушает тебя, других своих братьев, церковь…

«А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».

Говоря о Любви, апостол Павел призывает нас:

Кол.3:14 «Более же всего [облекитесьв любовь, которая есть совокупность совершенства».

В этом, собственно, и есть наше призвание и единственный способ Богоуподобления, необходимого для перехода в вечную жизнь.
Конечно, всё, о чем мы здесь говорим, адресовано взрослым. Дети, тем более младенцы, которые вскоре будут крещены, пока не в состоянии понять сказанного. Поэтому хочу сказать о той ответственности, которую берут на себя крёстные родители. 

В Церкви они называются «восприемники». То есть принимающие на себя ответственность своим личным примером, полученными в Церкви знаниями и молитвой о своём крестнике донести до него к моменту его совершеннолетия основы православной веры и утвердить в ней. Перед Богом за упущенную душу в вечности будут отвечать именно крестные родители. Чтобы не услышать от своего крестника вопрос: «А зачем меня крестили? Может, лучше было без этого?», мы сами должны преобразиться духовно. 

Православие — это не религия, а образ жизни. Жизни с Богом и под Его Покровом — в Храме Божием. Поэтому нам необходимо воцерковляться, причащаться. Причащение Тела и Крови Христовых есть принятие в себя Воскресшего Христа, победителя смерти, дарующего тем, кто с Ним, победу над грехом и смертью. 

По словам Христа:

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. (Ин 6:54,56).

P.S. Здесь я спрашиваю участников беседы, кто причащался в этом году, и перехожу к таинству Причастия — его установлению Спасителем, его значению и практической части: как причаститься в нашем храме, в первую очередь крёстным (до крещения) и крестникам (после).  

Автор статьи — Валерий Леонов, катехизатор столичного храма святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси Чудотворца.