«Христос Воскресе!». Это самые главные для православного христианина слова. Они вспоминаются Церковью при каждой молитве, потому что — смысл всего. Буквально — всего.
Каждый год наступает особый период, когда слова эти произносятся чаще обычного: поются, выкрикиваются, пишутся, служат вместо «Здравствуйте!» и «До свидания» — Пасха, ежегодный праздник Христова Воскресения.
Радостно проходит Светлая неделя, наступает второе Воскресенье Пасхи – и начинается у Церкви свадебный период (так исторически сложилось). Название его каждый хоть раз да слышал — Красная горка. И почти все, кто думает о венчании, прикидывают: а не повенчаться ли «на Красную горку»?

Количество желающих повенчаться прибывает с каждым годом.  Да только тех, кто с гневом или скорбью, а то и с разочарованием «снимает» венец брака тоже пока немало. Почему же «не помогает венчание»? И зачем оно тогда нужно?
Спору нет, красивые короны, торжественные (и непонятные многим, к сожалению) слова молитв, колокольный звон — все это украшает свадьбу, обычная «роспись» в ЗАГСе и в сравнение никакое не идёт! Да вот только знают ли молодожены, в чем смысл венчания?

А смысл Таинства Венчания в том, чтобы супруги…перестали жить вдвоём.   Нет, это не опечатка.
Христиане издревле брали благословение на начало своего брака, как и на всякое благое дело. Специальной церемонии при начале семейной жизни изначально не совершалось, потому что главным было — Причастие.
Апостол Павел называет христианский брак браком «в Господе». Союзом, который скрепляется Христом.  Цемент, который склеивает камни семейного дома, гравитация, которая прижимает супругов друг ко другу так, что волос не просунешь между – Христос… Освящая свой брак, христиане призывают Господа в свою семью — как её Главу и неотъемлемого члена.
Поэтому апостол Павел называет семью малой Церковью. Ведь глава Церкви — Христос. А супруги находятся в разном, но равноценном служении Ему через друг друга, и друг другу — с Его помощью.

Впитывая и освящая культуру окружающего мира, Церковь восприняла из античной традиции украшение молодых венками. Однако отдельное от Причастия чинопоследование Венчания складывается только к XI веку. Самое важное, самое существенное — Причастие Христу, — остаётся вне.
А помните, вначале мы про Пасху говорили? Так это не случайно, не просто «к разговору подвести». Всё дело в венцах… Один из центральных моментов совершения Таинства Венчания сейчас — возглас священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!» (то есть супругов).
Есть такая икона – «Царь Славы». На ней изображён истерзанный Спаситель в терновом венце. Не корона и драгоценности на нем, а раны и побои…

Слава Божия, слава Христова — это слава победы любви над смертью. Это не почести, не богатство, не комфорт. Эта слава противоположна земной. Это честь служить тому, кто меньше, уступать тому, кто слабее, прощать того, кто неправ. Это слава тернового венца и любви до смерти и больше смерти.
Вот о какой славе, подлинной, небесной, говорится в чинопоследовании Венчания! И добыть её, а с нею счастье  в семейной жизни можно только со Христом. Спаситель смерть победил — для нас, и во всём поможет, про это писал и апостол Павел.

Еще одна большая ошибка современных молодоженов — восприятие Венчания как просто «церковного узаконивания» брака.

Церковь признаёт светский, государственный брак и уважает его. Но Венчание рождает принципиально иную общность, святой союз троих — мужа, жены и Христа во главе их. И посвящён этот союз тому, ради чего пришёл Бог в мир: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Христианская семья по своему призванию — авангард Царства Божия на земле, пространство любви к Богу и ближнему «как к самому себе».
Вот ради исполнения этой заповеди и подаётся Христом благодать в Таинстве Венчания! Супруги должны любить себя, друг друга и Бога.
А многие сейчас не умеют этого, и не хотят, и даже более того — не знают, что этого можно хотеть…

Венчание — не просто «роспись в небесном ЗАГСе», «Чтоб Бог заметил, что мы хотим быть вместе, и нас связал»! Бог никого «вязать» не станет, Он ведь — свобода. Он — путь, и истина, и жизнь. Мы можем призвать Его в свою жизнь, в свою семью, принять Его — и Он нашу жизнь наполнит Своими нетленными дарами, дарует счастливый брак и радость супругам…

Но будет ли крепкой семья, в которой не вспоминают про её Главу? А без Него… Не сумеем любить друг друга. И не помогут ни короны, ни колокола, ни батюшка. Без Бога невозможно даже себя полюбить, а уж ближнего – тем более.
Христос Воскресе!
Автор — Екатерина Макалец, катехизатор столичного храма Пророка Божия Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове