22 февраля 2020 года в России началась первая Вселенская родительская суббота года, а именно «Вселенская мясопустная родительская суббота».
И если фраза «родительская суббота» знакома всем — это время, когда Церковь поминает умерших, а слово «вселенская», как известно, говорит о том, что в этот родительский день вспоминают не только своих усопших близких, то эпитет «мясопустная» нуждается в пояснении.

Об этом чуть позже, а сейчас о том, что на Вселенскую родительскую мясопустную субботу в православных храмах чтут память всех усопших и особенно тех, кто не получил церковного отпевания или церковной молитвы. То есть «похищенных внезапной смертью» на чужбине, пропавших без вести, погибших от мора и голода, в пожарах, от стужи.

А теперь давайте разберёмся, что значит так непривычно звучащее название «Вселенской мясопустной родительской субботой». В Церкви усопших поминают каждую субботу — ведь впереди воскресенье, день, напоминающий нам о Воскресении Христа и о том, что отныне смерть побеждена (поэтому мы чаще и употребляем слово «усопшие», а не «умершие»).

Среди этих суббот есть такие, когда во время богослужения мы особенным образом поминаем наших усопших близких — эти субботы и называются «родительские». Таких суббот шесть: Церковь осознает важность наших молитв за тех, кто уже не может молиться сам и напоминает верующим о нашем долге перед ушедшими родными и близкими.

Заметим, что этими шестью родительскими субботами Церковь не ограничивает молитвенного поминовения тех, кто уже по ту сторону дыханья — о них молятся и 9 февраля (о пострадавших за веру Христову), и на Сретенье Господне, совпавшее с днем вывода наших войск из Афганистана (15 февраля) — за войнов, погибших, выполняя интернациональный долг, и на Радоницу (28 апреля), и 9 мая.

И два раза в году во время богослужения мы молитвенно поминаем не только тех усопших, память о которых еще жива в роде человеческом, не только наших предков, родных и любимых, но и всех «от века усопших православных христиан, как сподобившихся христианской кончины, так и тех, кто не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви». Эти две родительские субботы и называются «вселенскими».

Теперь про слово «мясопустная» в названии субботы 22 февраля 2020 года. Церковнославянское слово «мясопуст» эквивалентно греческому глаголу, переводимому как «мясо оставляю», «мясо отпускаю», то есть ем его последний раз. И поскольку следующий, воскресный день, 23 февраля, — последний, когда верующие позволяют себе «вкушать мясо», день, когда мы «мясо оставляем», то есть «мясопустный», субботу накануне тоже называют «мясопустной» — для того, чтобы отличить ее от второй вселенской родительской субботы — от Троицкой.

И все-таки в этот день для верующих главное не предстоящие пищевые ограничения Великого поста, начинающего через неделю, после Масленицы (24 февраля — 1 марта). Главное — наша молитва за усопших.

Завтрашнее воскресенье, 23 февраля, будет посвящено Страшному суду и сегодня, во время богослужений Вселенской мясопустной родительской субботы, Церковь совершает поминовение «всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере».

И сегодня Церковь особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша». Молится за тех, кто был похищен внезапной смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях; погиб от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, а также обо всех бедных и немощных.

Но зачем молиться за умерших? «Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается, — читаем у святителя Феофана Затворника. — Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе любви, и живые, и умершие, — не разгораживаясь пополам умиранием».

И Церковь накопила множество свидетельств того, как наши молитвы помогают уже самим умершим, изменяя их посмертную участь.

А святитель Афанасий (Сахаров) так объяснял, зачем нужно молиться за людей давно исчезнувших с лица земли: «Если бы все православные христиане стали молиться исключительно только о своих сродниках и друзьях, какая была бы им благодать?.. И грешники любящих их любят, и язычницы такое же творят. А главное, при таком порядке, когда каждый молился бы только о своих, молитва о любимых сродниках наших и друзьях и о нас самих продолжилась бы лишь в течение нескольких лет или десятилетий после кончины, только до тех пор, пока живы и не позабыли еще усопших знавшие и любившие их, — а дальше некому уже было бы поминать их».

Но Церковь выделяет особенные дни, когда мы молимся обо всех. И в самом факте существования таких дней общецерковной молитвы есть удивительная надежда и для нас всех. Память человеческая вещь ненадежная, а Церковь Христова стояла и стоять будет.

Тексты богослужения Вселенской мясопустной родительской субботы раскрывают нам «богословие смерти и воскресения». И во время молитв по усопшим, задолго до Пасхи, в храме звучит пасхальное восклицание: «Христос воскресе!», и дальше удивительное обращение ко всем усопшим, поразительный призыв к ним: «Христос воскресе!… Дерзайте вси мертвии!»

Но как поминают усопших в день родительской субботы? Существует специальное заупокойное богослужение, во время которого верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.

Оно называется греческим словом «панихида», что в переводе означает «всенощный». Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, называемая греческим словом «парастас». А вот в саму субботу, утром, служат заупокойную Божественную литургию, где происходит главное поминовение усопших православных, а после нее — общую панихиду.

На парастас или на заупокойную Божественную литургию верующие подают записки об упокоении с именами близких умерших. По старой церковной традиции в этот день верующие приносят в храм еду — «на канон» (или «на канун»). Это постные продукты, вино (кагор) для совершения литургии.

Священники напоминают: «Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище — во вторую». Поминаем усопших мы и в домашней молитве. Но сегодняшний день, день Вселенской родительской мясопустной субботы, повторюсь, особенный.

Дни поминовения усопших, родительские субботы в 2020 году:

22 февраля — Вселенская родительская мясопустная суббота.
14 марта — Родительская суббота 2-й седмицы (недели) Великого поста.
21 марта — Родительская суббота 3-й седмицы (недели) Великого поста.
28 марта — Родительская суббота 4-я седмицы (недели) Великого поста.
28 апреля, вторник — Радоница.
9 мая, суббота — Поминовение усопших воинов.
6 июня — Троицкая вселенская родительская суббота.
7 ноября — Димитриевская родительская суббота.

Источник