Специально для информационного агентства «ДНЕСЬ» известные священники Русской Православной Церкви подвели итоги уходящего года, а также поделились мнением, что всё-таки православным не хватает для счастья и как его обрести в будущем году.
ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ
клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области
«Я не анализирую прошедшие года, мыслить нужно либо очень большими категориями, такими, как полстолетия, столетие и больше, либо очень маленькими — сегодня, вчера, завтра. Год не поддается анализу, потому что каждый день что-то меняет, и перемены по-настоящему осознаются по прошествии многих лет. Поэтому год — не очень удобная пространственная величина для подведения итогов.
Православные христиане не сильно отличаются от других людей, для счастья им не хватает того же, что и всем остальным: денег, друзей, свободного времени, здоровья. Все потеряли рай, поэтому всем чего-то не хватает. На самом деле, всем не хватает Бога, но знают об этом единицы. К сожалению, православные такие же малохольные, как и не православные. Не надо думать, что мы намного лучше других. Вот святой православный отличается от других, он выше всех, а у простого православного – это под вопросом».
ПРОТОИЕРЕЙ ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН
настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот
«Главное отрицательное событие прошлого года – отпадение от Церкви и Бога всех религиозных псевдореформаторов греческого мира, которые концентрируются вокруг Константинопольского Патриархата. Эти люди давно променяли Христа на заокеанских политических покровителей и теперь окончательно проявляют себя как служители богоборческих сил, через признание украинских раскольников, которые не являются Церковью, через разрешение второбрачия духовенства, что явно противоречит воле Бога, выраженной в канонах, через другие модернистские эксперименты. Надо было уже давно разглядеть эту тенденцию и понять – эти люди отступили от Христа и от истинной веры.
Положительное событие – это усиление санкций против России, в том числе, против нашего спорта. Чем меньше у нас будет иллюзий относительно того, что глобальный Запад, который контролирует большинство международных организаций, нас любит и готов идти нам на уступки, тем лучше! Нам надо создавать свои международные организации, реформировать международное право, в частности, ставя коллективные права выше индивидуальных. Создавать свои спортивные системы, соревнования, особенно воинские виды спорта. Так нужно относится к этим санкциям. Пусть они нас окончательно укрепят в самостоянии.
В следующем году очень важно избежать внутренней смуты, а всяческие застои ведут именно к смуте, революциям. Нужно не назначать преемников, а позволить народу выбрать собственных лидеров и лучшего из них избрать главой государства. А потом менять конституцию мирным и законным путем, так, чтобы все несправедливости, доставшиеся нам от девяностых годов были исправлены. Возникшая тогда система до сих пор не воспринята
нашим народом, об этом говорят данные самых официозных опросов. Значит, нужно выявить волю народа, и исходя из этого построить наше право, нашу политику, нашу государственную и социально-экономическую систему».
ИЕРЕЙ ТИМОФЕЙ КУРОПАТОВ
настоятель храма царя страстотерпца Николая II в Аннино
«Лично для меня одно из важных положительных событий уходящего года — присоединение Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции
к Русской Православной Церкви.
Заграницей находится много русских людей, поэтому духовное, церковное и этническое разъединение плохо сказывается на всех русских. Но сейчас под влиянием негативных обстоятельств мы находим силы объединяться и это очень здорово.
Также из положительных событий — Епархиальное собрание г. Москвы, которое прошло 20 декабря 2019 года, где были подняты многие наболевшие вопросы церковной жизни. В частности, Святейший Патриарх Кирилл разрешил на приходах читать Апостол и Евангелие на русском языке. На мой взгляд, сегодня в Церкви не хватает вариативности. Есть традиция и всё. Шаг влево, шаг вправо — расстрел. И нужно где-то и на русском языке читать, потому что люди — правда — не понимают. По итогам этого собрания у нас состоялось приходское совещание, на котором мы решили читать Апостол и Евангелие и на церковнославянском, и на русском языках.
Мне понравилось предложение Патриарха, чтобы во время Литургии пел народ. Это тоже очень правильное решение. Но здесь не должно быть обязаловки. Святейший рассказывал, что в детстве в храме, который он посещал, народ пел и Херувимскую, и «Милость мира». Люди, таким образом, вовлекаются в службу, становятся соучастниками Литургии, которая переводится как общее дело, а у нас соучастие в Литургии полностью исчезло. Есть сомолитвенничество, но соучастия почти нет. Поэтому эти моменты должны положительно сказаться на жизни прихожан, но все должно быть аккуратно.
На Епархиальном собрании одним из священников был задан вопрос
по поводу открытых Царских Врат во время Литургии. Такой обычай сейчас существует в миссионерских целях на Рождество, но ведь каждая Литургия по своей сути является миссионерской. Я служил на приходе, где глухая метровая стена между храмом и алтарем, и все, что происходит в храме, если врата закрыты, не слышно, и даже акустические системы не создают живости и соучастия. Святейший сказал, что по всем епархиям
сейчас собирается информация и этот вопрос будет вынесен на обсуждение Архиерейского собора.
Отрицательное событие связано опять же с Украиной, с признанием Константинопольским Патриархатом ПЦУ. Сейчас еще и Александрийский Патриархат признал раскольников. Это совершенно недопустимо, так не должно быть.
Еще из отрицательного в уходящем годв — законопроект о семейно-бытовом насилии. Он вообще не касается насилия, а является попыткой дать определенным лицам и структурам возможность зайти в любую семью и давить на нее, вмешиваться, «регулировать» отношения. Это очень большая опасность нашего времени. В том варианте, в котором его хотят подать, а я читал его полностью и очень внимательно, он категорически не может быть принят. Дело в том, что название не соответствует содержанию. В названии говорится о насилии, но самое главное в этом законопроекте не оно, а кто и на каком основании будет устанавливать факт насилия. Само насилие авторов законопроекта не интересует. Название одно, а цели преследуются совершенно иные. В нынешнем виде закон категорически недопустим. Наверное, скты и дополнения к существующим законам о насилии должны появиться, потому что наши правоохранительные органы часто не реагируют на семейно-бытовое насилие, а эта проблема существует, но этот закон не решает эту проблему.
В следующем году мне хочется пожелать мира, о котором мы слышим на каждой Литургии, когда священник, обращаясь к народу, перекрещивая, говорит: «Мир всем!» . Нам всем нужен этот мир. Нам всем нужна радость, здоровье, благополучие, свет. Чтобы Господь был с нами, помогал, оберегал и защищал нас. А мы были бы с Ним, следовали за Ним, исполняли Его Заповеди. Самые важные слова из Евангелия, которые могут быть девизом всех христиан сказаны апостолом Павлом в Первом послании к Фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5,16–18)».
ИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ ШИШКИН
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района республики Крым.
«Из очевидного негативного за истекший год — это то, что в Православном мире усугубляется… сказал бы «раскол», но, несмотря на то, что это слово традиционно, всё-таки надо сказать, что Церковь — это Тело Христово. А Тело Христово не может «расколоться» или разделиться в себе. Другое дело, что были, есть и будут люди и сообщества людей до определенного времени православные, а в какой-то момент перешагнувшие незримую черту. С этого момента они перестают пребывать в Церкви. А вне Церкви жизни духовной нет и не может быть. И если в наше, подверженное влиянию экуменизма время принято говорить о каком-то множестве «церквей», то мы этой терминологией не должны соблазняться.
Вспомним, что ещё псалмопевец Давид говорил о «церкви лукавнующих» . Так что, несмотря на горестные отпадения некоторых наших братьев от истины, будем помнить, что Церковь Христову не одолеют и «врата ада». И если мы будем в первую очередь заботиться о том, чтобы и духом своим и строем мыслей, и поведением, и словами пребывать в лоне Святой Православной Церкви — бояться нам нечего. И Господь не лишит нас возможности быть причастниками Его Жизни! А это, несомненно самая радостная новость не только в уходящем году, но и в истории человеческого рода вообще и даже в вечности!
Всех с наступающим Рождеством Христовым и новым, 2020-м годом!».
Подготовила Елена ЮФЕРЕВА