14 октября 2019 года в Покровский собор Москвы, который одновременно является частью Государственного исторического музея, будет принесена для постоянного пребывания и поклонения уникальная икона XVII века «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)». 
Этот чудотворный образ, почитавшийся москвичами, считался утерянным после 1927 года. В 2018-м его обнаружил на антикварном рынке и выкупил известный коллекционер Станислав Николаев.   

После искусствоведческой экспертизы и реставрации летом 2019 года икона была передана Станиславом Николаевым Государственному историческому музею. 

14 октября она будет помещена практически на свое историческое место, и отныне станет доступной для всех в Покровском соборе – действующем храме и музее, сообщает пресс-служба ГИМа. 

Начиная с 14 октября, икону «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)» сможет увидеть каждый желающий в Покровском соборе, во время богослужений и в часы работы музея. 

Образ «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)» является уникальным памятником русского иконописания с удивительной историей. 

Изначально икона, почитавшаяся москвичами как чудотворная, размещалась в нише уже несуществующих Москворецких ворот, рядом с Покровским собором. Затем для иконы была возведена часовня, которая в разное время принадлежала Зосимо-Савватиевской Марчуговской пустыни и Соловецкому монастырю. 

Она располагалась у Москворецкого моста (ныне – территория парка «Зарядье»), была закрыта в 1920-е годы и разобрана в 1966-м при строительстве гостиницы «Россия». 

Икона «Спас Москворецкий» входила в число 6 особо почитаемых московских образов, а слава об исцелениях по молитве к ней выходила далеко за пределы столицы. 

Последнее известие об иконе датируется 15 сентября 1927 года и принадлежит главному хранителю Исторического музея Алексею Орешникову. 

В своем дневнике он записал, что видел икону в реставрационной мастерской в Покровском соборе, «где расчищали огромный чудотворный образ Спасителя из часовни…». 

Дальнейшая участь иконы неизвестна, но специалисты с большой вероятностью считают, что переданный Станиславом Николаевым образ и есть исторический «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)». 

На это указывают следующие обстоятельства: 

– икона принадлежит к тому же самому Москворецкому иконографическому изводу изображения Спасителя; 
– у нее почти идентичные (с учетом погрешности при измере­нии в четвертях аршина в акте 1921 года) размеры: 150 × 125 см; 
– имеются следы от многочисленных мелких гвоздей на фоне иконы, которыми крепилась риза; 
– есть очевидные следы ожогов, расположенных ниже лика Спасителя, что свидетельствует о почитании этого конкретного образа, к которому неоднократно подвешивались разные лампады; 
– датировка данной иконы не выходит за середину XVII века, прямым доказательством чему служит наличие написанного на полях иконы текста тропаря 2‑го гласа, входящего в службу Нерукотворному образу Спасителя 16 августа (ст. ст.), в «дораскольной» редакции; 
– надпись на иконе дословно совпадает с печатным текстом издания 1646 года и появление подобного текста на иконе после церковной реформы, начавшейся в 1654-1656 годах, было невозможно. 

По своей иконографии чудотворный образ Спасителя принадлежит к особому иконографическому изводу – «Москворецкий», для которого характерны оплечное изображение Иисуса Христа, где Его правая рука в благословляющем жесте, а левая придерживает раскрытое Евангелие. 

По стилистике икону относят к творчеству северного профессионального иконописца. Происхождение образа не противоречит версии о его возможном нахождении в часовне у Москворецкого моста, поскольку первоначально она принадлежала Зосимо-Савватиевской Марчуговской пустыни. 

Пустынь была основана в Москве протопопом Благовещенского собора Кремля, духовником царя Алексея Михайловича Стефаном Вонифатьевым в 1653 году. 

Как крупный жертвователь Соловецкого монастыря Стефан Вонифатьев вполне мог получить с Севера для своей обители подобный образ. 

Источник