В древнем городе Трире раз в год открывают доступ к главе царицы Елены. Глава хранится в трирском кафедральном соборе апостола Петра. 
Эльвира КИТНИС, руководитель информационного отдела Паломнического и культурно-просветительского центра св. Фомы в Европе рассказала информационному агентству «ДНЕСЬ», каким образом царица Елена была связана с Триром, как её глава оказалась в центральном соборе города, а также о христианской истории Трира. 

Главу царицы Елены открывают раз в год — 18 августа, а не 3 июня — по решению западного священноначалия, уточнила Эльвира Китнис. 

«Первые православные службы у главы царицы Елены в Трире возобновились в 2003 году. В этот день православные паломники приезжают в Трир, где у главы святой Елены проходит молебен с чтением акафиста и Православная Литургия. Литургия совершается в капелле святого Афанасия Великого, построенной при кафедральном соборе специально для поклонения Хитону Иисуса Христа», — пояснила собеседница информационного агентства «ДНЕСЬ». 

С древнейших времен Трир является городом святой царицы Елены и императора Константина. В этом городе произошло чудо, коренным образом изменившее дальнейшую судьбу Христианства. Также необычна история, связанная с мощами царицы Елены после ее смерти. 

Во времена императора Диоклетиана Трир был одной из четырех столиц Римской империи. Одним из соправителей Диоклетиана был отец святого равноапостольного императора Константина — Констанций Хлор — и его вотчиной являлся именно Трир. 

«В Трире он правил, сюда привез святую Елену. Но Констанций Хлор был военным, а чтобы получить статус соправителя Римской империи, он должен был развестись с Еленой и заключить брак с сестрой императора. Такова была древняя римская традиция того времени, — продолжила Эльвира Китнис. — Сразу после смерти царицы Елены ее глава передается в Трир, остальные мощи остаются в Риме. И вот однажды ослепший монах получает исцеление у мощей царицы Елены и в радостном экстатическом состоянии похищает и увозит их сначала в Шампань, потом в Реймский монастырь. Когда в монастыре узнали об этом, монаха посадили на хлеб и воду, а в Рим отправили комиссию для разбирательства. И оказалось, что в Риме так до сих пор никто и не спохватился мощей царицы Елены. В итоге благословили, чтобы мощи остались во Франции. После Французской революции большая часть мощей попадает из Реймса в Париж, другая часть мощей возвращается в Рим, а глава так и находится в Трире». 

Во время гонений Диоклетиана, в Трире возникла первая катакомбная кафедра, епископами которой были ученики апостола Петра святители Валерий, Евхарий и Матерн Трирские, пострадавшие за Христа. В Трире за веру также пострадали воины из фиванского легиона во главе со святым Маврикием. Этот легион охранял Римскую империю от набегов германских племен. Легион небольшими гарнизонами размещался по империи, но большая часть сосредоточилась в Трире. 

«И когда начались гонения на христиан, пять тысяч воинов были казнены через усечение главы, это стало беспрецедентным случаем не только для Трира, но и для всего Рима. Их мощи сейчас находятся в свободном доступе, к ним можно приложиться», — добавила она. 

И именно в Трире с императором Константином случилось Чудо, когда перед походом в Рим на небе ему явился крест со словами: «Сим победишь». И после этого он одержал сокрушительную победу над своим соперником в Риме. 

«Константин после смерти отца вернулся в Трир, где воины провозгласили его императором. Здесь Константин встал перед необходимостью отстаивать статус императора, а для этого нужно было победить соправителя Максенция в Риме. В те времена Константин был еще язычником, особо почитал бога Митру. В Трире на одном из холмов был храм, посвященный этому божеству. Поэтому Константин, прежде чем отправиться в поход, обратился к жрецам этого бога, а они его предупредили, что если он пойдет на Рим, проиграет. И после этого, опечаленному этими словами Константину, на небе явился Крест со словами: «Сим победиши!». Римский историк Евсевий Кесарийский спустя 20 лет свидетельствует об этом чуде. Это случилось в загородном доме Константина под Триром, остатки которого в виду руин существуют и поныне. Именно здесь начинается равноапостольная деятельность императора Константина. После этого события он меняет решение и с малым количеством войск отправляется в Рим, где побеждает Максенция, становясь единовластным императором Римской империи», — продолжила Эльвира Китнис.   

После победы над Максенцием Константин в качестве законного императора возвращается в Трир. В тот момент в Риме еще была сильна оппозиция, Константинополь не был построен, поэтому в период с 306 по 316 год он правит вместе со святой Еленой в Трире. Он провозглашает Елену императрицей, доверяет самые важные вопросы управления, в том числе монетный двор, советуется с ней, и по вопросам, связанным с религией, ведь после Миланского эдикта Христианство стало официальной религией Римской империи. 

«Согласно историку Александру Бриллиантову, император Константин отправился в Милан на свадьбу к сестре, и именно в Милане он подписал документ, важный для всей истории христианской церкви, поэтому в историю этот документ вошел как «Миланский эдикт», — рассказала собеседница агентства «ДНЕСЬ». — После этого Елена в 326 году едет в Иерусалим, где обретает Животворящий Крест Господень. В иерусалимской катакомбной общине сохранились многие святыни, связанные со Страстями Господними — Хитон, опоясание, Пелены, Плащаница, Головной Плат. После чуда обретения Креста Господнего царице Елене передается эти святыни, которые она увозит и распределяет по римским городам». 

«Что интересно, по распоряжению царицы Елены один из Гвоздей Страстей Господних переплавляют в уздечку для коня императора Константина. Спустя 60 лет святой Амвросий Медиоланский напишет, что это не просто материнский поступок, а послание всем христианским императором, что власть должна держать себя в узде, основываться на смирении и терпении. Гвоздь в виде уздечки по сей день хранится в центральном соборе Милана. А в Трир царица Елена передает бесшовный Хитон Иисуса Христа», — добавила Эльвира Китнис. 

Когда Елена передала Хитон Иисуса Христа в Трир, возникла необходимость построить для него храм, и здесь сначала был построен храм в честь Пресвятой Богородицы, но потом на месте дома святой Елены был заложен собор специально для Хитона Иисуса Христа, а сама она с Константином переезжает жить в Константинополь.   

«В это время одновременно строятся три первых христианских храма: Храм Гроба Господнего в Иерусалиме, Собор апостола Петра в Риме и кафедральный собор святого Петра в Трире. Современный храм апостола Петра в Трире стоит на фундаменте с фрагментальным сохранением стен собора, построенного на месте жилого дома царицы Елены. И там сохранилась плинфа первых веков, представляете, в стены современной романской архитектуры  вкрапляется плинфа IV века. Это потрясающее зрелище, время просвечивает сквозь стены!», — добавила Эльвира Китнис. 

Паломнический и культурно-просветительский центр св. Фомы в Европе приглашает читателей информационного агентства «ДНЕСЬ» посетить древний город Трир и поклониться христианским святыням. 

Подготовила Елена Юферева