В субботу после Страданий Христа ничего не происходит. Вообще ничего.
Апостол Матфей упоминает единственное событие этого дня: священники пошли к Пилату и попросили поставить стражу у гроба Иисуса, чтобы ученики не выкрали тела. Совершенно излишняя предосторожность. Ученикам было не до этого, на самом деле. Лука сообщает, что апостолы по заповеди пребывали в покое. Нехороший это был покой, тяжелый.Учитель погиб, даже похоронить нормально не смогли, празднование Пасхи по понятным причинам отменяется, страшно и пусто на душе. Как там у Пастернака было?

Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до Воскресенья дорасту.

Пройдет даже меньше трех суток – где-то полтора. Но от этого трагедия не меньше – мы говорили об этом вчера, в Великую Пятницу. Иуда повесился, священники удовлетворились, Пилат умыл руки, Христос, измученный, умер, Мать Его отгоревала… В мире царит тишина, мир еще не понял, что его ждет спасение.

Есть такое иудейское предание, что Мессия придет, когда кто-нибудь совершит субботу, не нарушив ее ни в малейшей степени. Красивое предание, и в евангельскую логику укладывается. Если суббота – день покоя, то живому человеку соблюсти ее «на все сто» нельзя, потому что, пока он жив, он не может быть абсолютно спокоен. А мертвые заповедей не соблюдают, хоть и не нарушают. Вот тут бы и пригодился знаменитый Халкидонский догмат, определяющий, что Христос – истинный Бог и истинный человек, неслитно и нераздельно. В ту пятницу Он умер как смертный человек, но жив как Бессмертный Бог, и это не значит, что Он частично умер, а частично жив. Он именно что одновременно умер и одновременно жив – именно это и взорвало ад, который готов был встретить великого мертвеца, который был закрыт от Жизни. Но Мертвый, Который оказался Самой Жизнью – это сокрушительный удар по смерти.Так вот, Господь во гробе соблюдал субботний покой, но этот покой был живой, действующий, творческий, от которого сама смерть умерла.

Богослужения Великой Субботы уже лишены трагизма – мы знаем, чего ради Христос принял смерть, мы ждем Его Воскресения. Они очень тихие, долгие, поэтичные. Начинаются они утреней с чином Погребения. Эта служба выстроена волнами: минорные переживания об умершем Христе чередуются с подъемами на теме Воскресения. Первая часть утрени – Похвалы, диалог «заупокойной» семнадцатой кафизмы и стихов, исполненных противоречивых переживаний творения, взирающего на смерть Творца – Жизнодавца:

«Животе, како умираеши? Како и во гробе обитаеши, смерти же царство разрушаеши, и от ада мертвыя возставляеши?», «Все творение содрогалось от Твоих Страданий, все сострадало Тебе, о Слово, узнавая в Тебе Вседержителя».Затем поются тропари, которые мы слышим на каждом воскресном Всенощном бдении – и в них уже прямо возглашается Воскресение Христово:»Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же Спасе крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша.Мироносицы жены, с миры пришедшия ко гробу Твоему Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми Живаго помышляете? Яко Бог бо воскресе от гроба».

Затем мы снова возвращаемся к мотиву погребения на каноне Великой Субботы «Волною морскою…». (Кстати, в русской традиции церковного пения он поется на мелодию, которая сама напоминает перекатывающуюся волну).

Текст этот писали три автора в течение очень долгого времени: с первой по пятую песни Марк Савваит (начало X века), с шестой по девятую – Косма Маюмский (VIII век), ирмосы – преподобная Кассия (IX век); возможно, некоторые написал византийский император конца IX – начала X веков Лев Мудрый. Сквозь десятилетия им удалось сообща создать цельное произведение: от оплакивания к торжеству.

«Того, Кто в древности накрыл волной гонителя-мучителя, потомки спасенных скрыли под землей. Мы же, как девы юные, воспоем Господу, ибо славно Он прославился. Распростертыми дланями [на кресте] Ты соединил некогда разделенных, а одеянием плащаницей во гробе освободил плененных, воспевающих: «Нет святого, лишь Ты, Господи». Пусть радуется все творение, пусть ликуют все рожденные на земле! Враг ад захвачен! Пусть женщины с миром идут Мне навстречу – я освобожу Адама и Еву со всем их родом и в третий день воскресну!».

Снова погружаемся в атмосферу печали: похоронной процессией обходим храм с плащаницей – но после этого почти сразу звучит пророчество Иезекииля о воскресении мертвых: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: “Кости сухие! слушайте слово Господне!” Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: “Иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня”. Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь» (Иез.37,1-14).

Все, пророчество сбылось. Мертвые воскресли во Христе Иисусе. Смерти нет. На вечерне Великой Субботы, после которой совершается Литургия, нет уже ни одного «похоронного» песнопения или стиха. В стихирах стенает побежденный ад: «Погибло мое могущество; Пастырь был распят и Адама воскресил; тех, над которыми царствовал, я лишился и всех изверг, кого, одолев, поглотил! Опустошил могилы Распятый: власть смерти не имеет силы!».

В ветхозаветных чтениях – торжество жизни и Божией Славы, выводящей народ Его из Египта, милующей кающихся, воскрешающей умерших; исполнение самых радостных пророчеств… Евангелие – уже воскресное, окончание Евангелия от Матфея.

Страсти закончились. Христос Воскрес. Теперь точно.

Подробнее