В декабре 2018 года в Найроби боевики-исламисты напали на автобус и попросили мусульман отделиться от христиан, для того чтобы расстрелять христиан.
Мусульманин Салах Фарах отказался это делать и погиб. Эта новость вызвала огромный резонанс среди православных. «Мученик», «святой», «поступил как настоящий христианин» – такие слова можно было прочесть в многочисленных комментариях под этой новостью.

3 февраля 2018 года военный лётчик Роман Филиппов героически погиб в Сирии при выполнении боевого задания. 25 января 2018 года обычный алтарник московского храма Георгий Великанов спас из-под колес поезда бездомного, но сам погиб…

И таких примеров множество, людей, положивших душу за други своя, поступивших по-евангельски. Можно ли считать их мучениками, погибшими ради Христа, которых когда-то, возможно, канонизируют, и в чем разница между мучениками и героями?

«Это очень сложный вопрос, во время съемок фильма я постоянно думала над ним и внимательно слушала, что говорят по этому поводу специалисты, священники и члены Синодальной комиссии по канонизации святых», – рассказала информационному агентству «Днесь» режиссер фильма «Свидетели Любви» Наталия Гугуева.

«Свидетели Любви» – фильм о новомучениках и исповедниках Российских.

По словам режиссера, этот фильм задумывался ради того, чтобы увидеть и понять, как святые новомученики поступали в различных обстоятельствах и решали ежедневные проблемы, которые стоят и перед современным человеком. Как они строили отношения между мужчиной и женщиной, создавали семьи, воспитывали детей, относились к болезням, страданиям, жертве, смерти.

«Мы снимали эпизод в Доме русского зарубежья, когда протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне обсуждал тему канонизации с верующими и неверующими. Он сказал, что канонизирован в лике святых в Православной Церкви может быть только член Православной Церкви. И это логично. Хотя в Древней церкви встречаются даже некрещеные святые мученики. Ведь что такое канонизация, какой ее смысл, если говорить простым языком?! Это значит предложить духовный пример жизни человека, который каждым своим днем, своими мыслями, словами и поступками старался свидетельствовать о Христе, жил по Заповедям Божьим и в смерти показал свою веру во Христа. Непонятно, есть ли в героической смерти мусульманина Салаха Фараха свидетельство о Христе? И сам бы он был согласен, если бы его в Православной Церкви объявили бы православным святым-мучеником, то есть прежде всего свидетелем о Христе? Возможно, своей смертью он доказал верность Аллаху или показал свою приверженность высокой общечеловеческой нравственности. И мусульмане, наверное, могут по-своему отметить его как мусульманского святого. Подчеркиваю, в ПРАВОСЛАВНОЙ Церкви свои православные святые. А в других сообществах, пожалуйста, их.члены могут прославлять своих святых, героев, кумиров. Что касается алтарника Георгия Великанова, то его смерть меня очень светло поразила. Я потом узнавала о его жизни от своих знакомых, которые знали его лично. Георгий Великанов, по словам очевидцев, нес свет, мир и любовь всем, кто его окружал. Мне думается, что этот человек близок к святости как православный человек, старавшийся жить по Заповедям Божьим и отдавший жизнь за другого как истинный христианин. Важно понимать, что акт «прославления» это не решение от имени Бога здесь на земле о том, кто будет ближе к Богу в Царствии Небесном. Церковь не распределяет места в Царствии Небесном, а всего лишь даёт примеры для подражания. А что там будет на Суде Божьем, мы не знаем. И как Бог будет нас судить, мы тоже не знаем. И, возможно, некрещенный мусульманин Салах Фарах будет ближе к Богу, чем многие христиане», – рассказала Наталия Гугуева информационному агентству «Днесь».

«И, тем не менее, в нашем фильме мы поднимаем тему о том, что важно отличать подвиг героев, отдавших жизнь за други своя, от примера святых христиан-мучеников Православной Церкви. Никто не умаляет подвига Александра Матросова или летчика Романа Филиппова, но они не святые в том смысле, который вкладывает Православная Церковь в это понятие, – говорит Наталия Гугуева. – В переводе с греческого martis, то есть мученик, – это свидетель. Христианский мученик – это свидетель Христа, то есть, отдавая свою жизнь за други своя, человек этим актом, повторюсь, должен свидетельствовать о Христе. Нет оснований считать, что А. Матросов или Р. Филиппов своим подвигом свидетельствовали о Христе!».

По словам Наталии Гугуевой, при канонизации православных святых-мучеников также очень важен мученический настрой будущего святого. Это особое мирное, благодатное, всем всё прощающее состояние души.

«Члены комиссии тщательно изучают по письмам, поступкам, словам, воспоминаниям других, был ли у будущего святого мученика мученический настрой, особенно, накануне, в последние месяцы или дни перед смертью. Например, царь Николай II написал в одном из своих последних посланий, что всех прощает и чтобы не мстили за него. А Великая Княгиня Елизавета Федоровна (будущая преподобномученица Елисавета) пришла в камеру к террористу-убийце своего мужа с прощением и ходатайствовала о его помиловании», – говорит Наталия Гугуева.

«Я думаю, что мы — православные христиане — должны чтить и наших православных святых новомучеников, и отдавать должное высоконравственным людям другой веры и культуры, а также героям, совершившим подвиг (возможно и неверующим)», – подытожила режиссер.