Как живут монахи 21 века?
Основные принципы и правила жизни монастырей теперь регулирует «Положение о монастырях и монашествующих».  Документ принят в ходе прошедшего в столице Архиерейского собора Русской Православной Церкви.  Положение готовилось на протяжении почти семи лет. Основано оно на древних иноческих правилах и уставах, но учитывает все современные реалии.
Прежде всего, выход в Интернет. Иерархи единогласно постановили: использование информационно-коммуникационных технологий возможно. Хотя допустимо оно, сказано в итоговом документе, «только по благословению игумена, для самообразования или с иной целью, определенной руководством обители».
Быт и интерьер. Так как келья предоставляется монаху только в пользование, он не может распоряжаться ею по своему усмотрению без благословения игумена. Гостей в нее приглашать нельзя, в том числе и родственников.  Есть в кельях тоже возбраняется (исключение делается во время болезни). Читать можно Священное Писание и святоотеческие труды, а книги, «вредные для нравственности», и предметы «прихоти и роскоши» — под запретом, так как «способствуют развлечению и обращают ум к миру».
Все монахи должны нести послушания и много трудиться. При этом заниматься возможно лишь такими искусствами и ремеслами, которые «не нарушают мира и безмолвия».
Приобретать личное имущество (недвижимость, транспортные средства, мебель, бытовую технику и тому подобное) монах не должен. Недопустима  и любая деятельность «с целью извлечения для себя материальной выгоды в любом ее виде». Согласно канонам Церкви, «монахи не должны иметь ничего собственного, но все им принадлежащее да утверждается за монастырем». От вступающих в братию нельзя требовать никакого взноса. А если человек сам сделал какое-то пожертвование, он не должен за это претендовать на особые условия. При этом дело настоятеля — заботиться о том, чтобы каждый брат был сыт, одет и получал необходимую медицинскую помощь.
Игумен же должен всячески ограждать братию от необходимости выходить в мир. А если у монаха и возникает необходимость на время покинуть монастырь, ему нужно иметь при себе «отпускное удостоверение», выданное игуменом на определенный срок. Длительное отсутствие (более месяца) в обители возможно только по благословению епархиального архиерея. Поездка к родственникам разрешается только в исключительных случаях, опять-таки по благословению игумена.
В документе особо подчеркивается необратимость монашеских обетов. Оставление монашества, согласно церковным канонам, является каноническим преступлением и подлежит определенному наказанию, срок и мера которого определяются епархиальным архиереем. Монаха, сложившего с себя обеты, положено отлучать от причастия на срок до 15 лет. Однако, принимая во внимание современные реалии, архиереи решили, что такие строгие кары могут сегодня привести не к покаянию, а к оставлению Церкви. Поэтому в наказании отступников допустили некоторую снисходительность, предел которой определяет архиерей.
Если бывший монах решит вступить в брак, Церковь его никогда не признает. «Венчание таких лиц не допускается, поскольку решение архиерея не может освободить человека от произнесенных им монашеских обетов, как добровольно данных Богу обещаний, за исключением тех случаев, когда постриг признан недействительным в связи с допущенными при его совершении каноническими нарушениями», — гласит документ.
Если некогда исключенный из братии монах одумается и захочет вернуться, епархиальный архиерей может ему это разрешить. Правда, для начала в таких случаях назначается испытательный срок, в течение которого игумен особо наблюдает за раскаявшимся.
Авторы документа подчеркивают, что утвержденное Архиерейским собором положение не рассматривает установления, касающиеся монахов, не проживающих постоянно в обителях. И хотя на них тоже распространяются некоторые общие правила, жизнь монахов, несущих послушания при духовных учебных заведениях, в синодальных и епархиальных учреждениях, а также на приходах, имеет свои особенности.