Составлен первый полный перечень указаний к заключению и прекращению церковного брака
Документ «О канонических аспектах церковного брака» был обсужден и принят в ходе работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Фактически это первый в современной церковной практике перечень указаний к заключению и прекращению церковного брака.
Положение готовилось несколько лет. Все имеющиеся канонические нормы в документе сведены в один текст, что-то «адаптировано к современным реалиям».
В документе оговорено, что Русская Православная Церковь не будет венчать людей, которые уже состояли в трех браках. При этом будут учитываться не только церковные браки, но и заключенные в ЗАГСе. Запрещено венчать людей, уже состоящих в другом браке, а также кровных и близких родственников (отец и сын не смогут вступить в брак с матерью и дочерью; свекор не может жениться на теще).
Церковь категорически не признаёт и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака, вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством. Также венчать не будут людей, сменивших пол, и решивших связать себя узами с кем-то из приемных детей.
Обряд венчания не совершается для вступающих в брак с еретиками и раскольниками, враждебными Церкви. Между верующими и некрещеными. К православным, состоящим в таких браках, Церковь готова проявлять снисхождение, чтобы они сохраняли связь с общиной и могли воспитывать своих детей согласно своей вере.
Церковное бракосочетание совершается только после государственной регистрации брака. Исключения возможны лишь в случае тяжелого заболевания или из-за предстоящего участия одного из супругов в военных или иных действиях, связанных с риском для жизни. Совершение венчания до государственной регистрации брака допускается исключительно по благословению епархиального архиерея и в особых случаях.
Православным можно венчаться с католиками, верующими древних Восточных церквей, протестантами и старообрядцами. Но при одном условии: детей в таких браках должны воспитывать в Православии.
Среди допустимых оснований к расторжению церковного брака указаны: супружеская измена и противоестественные пороки, отпадение одного из супругов от православия, хронические алкоголизм или наркомания при отказе от лечения и исправления, неизлечимое заразное заболевание, «безвестное отсутствие» мужа или жены или «злонамеренное оставление» одного супруга другим на длительный срок, посягательство на жизнь или здоровье членов семьи, совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту, прелюбодеяние, неспособность одного из супругов к брачному сожитию (вследствие намеренного «самокалечения»).
Архиерейский собор обратил особое внимание на «недопустимость практики лишения причастия» тех, кто живет хотя в невенчанном, но в зарегистрированном браке, и «отождествления такового брака с блудом». Однако священник должен разъяснить супругам необходимость венчания.
После того как епархиальный архиерей, получивший прошение о расторжении брака, разберется в обстоятельствах дела, он может благословить выдать  свидетельство об аннулировании венчания и разрешение на новый брак. А супругу, чье поведение стало причиной развода, прежде чем получить такое разрешение, необходимо принести покаяние и исполнить епитимию.
Вместе с тем священнослужители должны всячески стараться примирить супругов и помочь им сохранить брак.