15 декабря в Киеве запланирован «Объединительный собор», на котором будет объявлено о создании так называемой «единой украинской поместной церкви».
Информационное агентство «ДНЕСЬ» обратилось к религиоведу Роману Силантьеву и руководителю организации «Русь Триединая» Сергею Моисееву с просьбой прокомментировать события вокруг предстоящего собора и возможных кандидатов в предстоятели «новой украинской церкви».
Религиовед Роман СИЛАНТЬЕВ:
«На этом соборе соберутся представители различных структур. Без сомнения, что там будут и раскольники из «Киевского Патриархата», и предатели из УПЦ (МП), и представители Константинопольского Патриархата, тот же архиепископ Иов (Геча) и далее по списку. Существуют разные варианты, в ближайшее время мы все узнаем. Этот собор запланирован на 15 декабря, а там посмотрим. Православным людям нужно молиться, держать оборону, не предавать. Инструкция веками остается одной и той же. На Украине такое происходит не в первый, и, может быть, даже не в последний раз. Могут и бывшего униата поставить во главе, а почему бы и нет?! У них теперь будет своя «церковь», зачем им чистота Православия?!»
Сергей МОИСЕЕВ, руководитель организации «Русь Триединая»:
«Это разбойничий лже-собор, который «собором» никак назвать нельзя. Через несколько лет от него не останется и следа. Мы знаем, что как только Юго-Западная Русь оказалась под Литовским княжеством, сразу начались отчаянные попытки отделить Киевскую митрополию от Московской митрополии. Великий князь Литовский Витовт пытался это сделать, но у него ничего не получилось. Недавно Порошенко получил орден Витовта Великого, видимо с намёком, что он продолжатель его дела, но у него, как и у Витовта, тоже ничего не получится.
Порошенко, на мой взгляд, повторяет судьбу римского императора Юлиана Отступника, который плохо кончил. Когда под пытками умирал святой великомученик Артемий Антиохийский, он предсказал, что у императора будет страшная, лютая смерть. Через некоторое время Юлиан был поражён копьем и, вытаскивая его из своего сердца, произнёс слова: «Ты победил меня, галилеянин». То есть Юлиан прекрасно понимал, что вступил в единоборство с Самим Богом, но выиграть эту битву невозможно.
Церковь Христова – Богочеловеческий организм и глава Церкви – Христос, и все попытки земными способами, в нарушение церковного устава, решить эти вопросы, заканчиваются провалом.
Раскольники могут сколько угодно объединяться между собой, это их внутреннее сектантское дело, которое не имеет глобального значения для Православия. Не так важно, какие кандидаты будут на Объединительном соборе, и кто возглавит эту «церковь». Мы понимаем, что это отчаянная попытка Константинопольского Патриархата, а к этим действиям их подталкивает США, реанимировать Второй Рим. Но это невозможно. «Два Рима пали, Третий стоит, а четвёртому не бывать».
Москва в результате всех этих событий вновь обретёт статус Третьего Рима. Патриарх Цареградский Афанасий III еще в XVII веке сделал предложение, чтобы Вселенская кафедра была перенесена в Москву. Но осуществить этого не смог, так как умер на обратном пути из Москвы. Сейчас его мощи покоятся в Харьковском Благовещенском соборе. Но фактически уже сейчас Вселенская кафедра находится в Москве, ведь Константинопольский Патриарх впал в ересь, а в России – самая большая в мире церковь. И теперь вокруг Русской Православной Церкви будут собираться все православные церкви мира.
Гонения на священников УПЦ (МП) будут продолжаться. Мы знаем, как действовали большевики и такими же большевистскими способами действуют сейчас украинские власти. Но всё настоящее устоит. Церковь сейчас проходит через очистительные испытания и устоит, в этом нет никакого сомнения! Как золото, которое очищается огнём, так и наша церковь сейчас тоже очищается. Мы видим, что представители канонической УПЦ (МП) занимают твёрдую позицию и не собираются переходить на сторону автокефалистов-раскольников.
События на Украине отрезвили многих священников и в России. Они стали более серьёзно задумываться о предназначении церкви, своём священническом призвании и служении. Десять лет назад, когда я ещё жил в Харькове, многие священники достаточно спокойно себя чувствовали и в наших общественных услугах не нуждались. А теперь говорят: «Где же вы, как вас не хватает на защите православных святынь?!».