Как и зачем читать Евангелие вместеВ.Стрелов. (Скачать)

Умеем ли мы читать Евангелие? Дома мы часто, не вдумываясь, пробегаем взглядом по строкам, перечитанным по нескольку раз. У нас не возникает вопросов, даже если мы читаем самые сложные и неоднозначные отрывки. Нам вроде бы все понятно. Мы знаем толкования святых отцов, но Библия ближе к нам от этого не становится. И Священное Писание, и святоотеческие труды остаются просто книгами. Как же Евангелие может стать нашей книгой жизни

Совместное чтение Священного Писания – это древняя традиция, уходящая корнями еще во времена Вавилонского плена. По-видимому, именно за этим занятием нашли отрока Иисуса родители в Иерусалимском Храме (Лк. 2:46-47); именно так изучали веру новообращенные христиане апостольского века (Деян. 17:11). Так читают Библию и во II веке в знаменитой богословской школе Оригена, в VI веке в епископском доме папы Григория Двоеслова. В начале ХХ века именно совместное чтение Священного Писания объединило участников «Русского студенческого христианского движения» («РСХД»), а в советское время кружки существовали и подпольно, сохраняя пламя живой веры в молодежной среде, как это было, к примеру, в истории семьи священномуч. Владимира Амбарцумова.
На Крутицком Патриаршем подворье группа Евангельских чтений была организована священником Романом Зайцевым в конце 90-х годов. Сейчас руководителем группы является Владимир Стрелов, участник чтений о. Романа. Кроме Крутиц, в Москве такие чтения есть в молодежном клубе при храме Рождества Богородицы во Владыкино, в храме св. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре (где в 2009 году в Школе молодежного служения даже запланирована специализация «Библейские основы церковно-просветительской работы»). По благословению местного священноначалия подобная деятельность ведется в Подмосковье, в Санкт-Петербурге, Смоленске, Саратове, Самаре, Великом и Нижнем Новгороде, и др. — более чем в двадцати епархиях России. За рубежом эта форма деятельности является привычной в Антиохийской, Румынской Православных Церквях, в Православной Церкви в Америке. Много говорил о пользе таких чтений и блаженной памяти митр. Антоний Сурожский.
Как правило, группы Евангельских чтений организовываются активными молодыми людьми, которые чувствуют необходимость изучать Слово Божье, в котором они будут черпать знания и силы для последующей миссионерской деятельности.
— Когда я только начал вести наши беседы, — рассказывает Владимир Стрелов, — я рассматривал их как учебное занятие, готовился и читал лекцию. Тогда я был студентом философско-богословского факультета РПУ святого Иоанна Богослова, и такого рода занятия мне казались привычными: я просто следовал той форме, которую получил от своих учителей. Вскоре заметил, что я только отдаю, но ничего не получаю взамен. Тогда стал несколько иначе подходить к чтениям. С одной стороны, я пытался сделать так, чтобы каждый активно участвовал, а с другой – старался, чтобы мы больше времени проводили вместе, молились друг за друга и участвовали в жизни друг друга.
Сейчас по вторникам и средам на группу Евангельских чтений на Крутицы приходит до тридцати человек. Возрастных ограничений не существует, но так получается, что собираются люди приблизительно того же возраста, что и ведущий. Это и воцерковленные православные христиане, и ищущие, например студенты РГСУ, у которых Владимир Стрелов читает религиоведение. Последним сложно сразу участвовать в литургической жизни, потому что для этого нужна определенная подготовка, – тогда как узнать о Господе Иисусе Христе, увидеть отношения христиан между собой, пообщаться с верующими сверстниками — просто. Это они смогут сделать на Евангельских чтениях.
— Главное, чтобы группа вела ко Христу, а не к конкретному человеку, «руководителю» группы, — замечает Владимир. — Если вдруг меня не станет, то участники наших чтений из Церкви не уйдут. Они не ко мне привязаны.
Чтения начинаются с молитвы. Потом каждый читает по стиху из отрывка. Несколько минут тишины – для того чтобы обдумать прочитанное. Затем – обсуждение. Возможно, у кого-то возникли вопросы, кто-то заметил какие-то логические нестыковки, кто-то хочет что-то прокомментировать. Тут не устраивают дебаты и не кидают друг в друга камни, если сочли чье-то мнение неправильным. Это лишь мнение, которое не претендует на абсолютную истину.
На Подворье есть небольшая библиотечка святоотеческих и современных толкований, и ведущие (кроме Владимира Стрелова, это Татьяна Зайцева, студентка ПСТГУ, и Павел Белоусов, преподаватель воскресной школы в храме св. бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке) уже не раз штудировали и «Толковую Библию» Лопухина, и «Четвероевангелие» владыки Аверкия (Таушева), и беседы свт. Иоанна Златоуста или толкования Евфимия Зигабена; не пренебрегают они и современными экзегетическими пособиями, например, новыми переводами, комментариями к греческому тексту. Ведущие здесь – это люди, которые готовы постоянно учиться, и своими знаниями они обязаны даже не книгам, а опыту своих наставников в Писании. Но на чтениях их задача – не пересказывать учебный материал, а следить за порядком обсуждения, уточнять детали и делиться тем, что затронуло, – когда это будет уместно. В первую очередь, важно слушать друг друга, участников чтений: не раз бывало, что кто-то из участников скажет и нечто близкое к тому, что говорили святые отцы.
— Бог дал нам разум не только для того, чтобы мы что-то повторяли, пусть даже и самое лучшее, — объясняет Владимир. — Когда мы учимся в школе, то не ограничиваемся лишь изложениями, но пытаемся высказывать на бумаге и свои собственные мысли. И мы совершаем ошибки, но это не страшно – страшно не мыслить. Только пройдя через этот опыт, мы чему-то можем научиться. Так же и с чтением Священного Писания: без самостоятельного размышления над текстом невозможно научиться его читать. Одна из задач нашей группы — сделать так, чтобы Писание стало книгой Жизни, из которой можно черпать вдохновение всегда, в любых условиях, — даже лишившись всяких толкований, как это было в атеистическое время.
В истории Евангельских бесед был замечательный период, когда на группу приходил священник Борис Михайлов, настоятель храма Покрова в Филях, и участвовал просто своим присутствием. Однако, по опыту, участие священника желательно, но не является обязательным условием для встреч. Не всегда у батюшки хватает времени на это, не везде можно найти и опытного, книжного священника. Наконец, дар учительства может быть и у мирянина, и Сам Господь обещал Свое Присутствие везде, где двое или трое будут собраны во Имя Его (Мф. 18:20). К сожалению, иногда участие священника в форме руководства парадоксальным образом не дает участникам расти: люди не берут ответственности на себя, привыкают, что им все объясняется, и потом не могут самостоятельно использовать Священное Писание для поиска воли Божией о своей жизни, и уж тем более не рискнут говорить с другими людьми, используя Слово Божие для благовествования.
На Евангельских чтениях читается не только Новый Завет. Весь 2007-2008 учебный год читалась книга Бытия, и была пройдена лишь первая половина книги. Только к концу года у большинства выработался «вкус» к чтению Ветхого Завета. Но без знания Ветхого Завета мы и Новый читаем поверхностно, не видим его глубины. Некоторые вещи сказаны только в Ветхом Завете, а в Новом Завете подразумевается, что читатель их уже знает.
— К сожалению, не все умеют читать Ветхий Завет, — говорит Владимир, — поэтому в прошлом году несколько встреч были именно лекциями о том, как же читать Ветхий Завет и видеть его актуальность для сегодняшнего дня. Летом мы читаем Псалтирь. Берем по одному псалму, разбираем его и пытаемся использовать какие-то прошения псалма в заключительной молитве. Это помогает понять псалмы как молитвенные прошения, а не как простой текст, научиться ими молиться.
Во время чтений участники учатся внимательно читать и внимательно слушать. Слушать других и текст. Не обязательно высказываться, можно просто помолчать и послушать: может, Господь откроет что-то через Свое Слово или через слова других участников. Кто-то услышит слова утешения, предостережения, откроет нечто новое в казалось бы «известном» тексте, или найдет ответ на какой-то личный вопрос, который может и не задать вслух.
После обсуждения отрывок из Писания читается снова, подводятся итоги встречи: по желанию участники делятся тем, что было важно лично для них. Затем благодарственная молитва, а после нее ведущий записывает прошения для домашней молитвы по соглашению. Эти прошения заносятся в электронную рассылку, которую получают участники чтений.
— Для протестантов Церковь зачастую и ограничивается группами изучения Библии, — говорит наш собеседник. — Для православного человека посещение подобной группы является лишь частью его церковной жизни, и не отменяет его участия в приходской литургической жизни, в необходимости личного подвига под руководством опытного священника.
В группу Евангельских чтений на Крутицах приходят люди из разных приходов. Чтения сплачивают, помогают вести подлинную христианскую жизнь в современном мире. Участники вместе ходят в походы, в том числе и категорийные – на Кавказ, Урал, в Хибины. Были попытки вместе помогать ближним, например, посещать детей в детском доме: некоторое время участники чтений опекали мальчика из интерната на Филях, подготовив его, что он смог учиться не в коррекционном, а в обычном классе. Большинство участников – это студенты, люди с высшим образованием, кто-то и со степенью, но здесь не стремятся заполучить к себе только молодых и успешных: такими же участниками являются и люди с умственной отсталостью, физическими немощами. Некоторых специально привозят на чтения, а в течение недели помогают с продуктами. Когда устраиваются праздники, все заботятся, чтобы эти люди не чувствовали себя одинокими во время общего празднования. Есть в группе и те, которые находятся в сложной финансовой ситуации, — им помогают материально. И благодарить Бога можно за всех: и за дающих, и за принимающих – ведь дают из щедрости, а для того, чтобы принять, нужно обладать подлинным смирением.
Каждый участник со временем находит свое служение в Церкви, потому что невозможно читать Деяния или ап. Павла и не задаваться вопросом: «А к чему Бог призывает меня?» И вот, кто-то уже не первый год работает с подростками в «Братстве православных следопытов» или участвует в качестве инструкторов по спорту и туризму в молодежных лагерях, кто-то занимается православным Интернетом (например, проектом «Предание.ру» — крупнейшим православным порталом видео и мп3), а кто-то и поехал миссионером в Гонконг. Благодаря участию в чтениях многие воцерковились, некоторые решили поступать в ПСТГУ, а кто-то нашел «вторую половинку» и создал свою «малую Церковь».
— Если говорить о чем-то, с чем можно сравнить группу, — говорит Владимир Стрелов, — то это образ горчичного семени (ср. Мк. 4:30-32). С одной стороны, мы не видим себя, как нечто большое; мы, действительно, маленькое семечко, — но семечко Церкви. С другой стороны, люди, которые к нам приходят, могут быть младенцами во Христе, и наша задача – помочь им вырасти, осознать свои таланты, которыми они могут послужить Богу и ближним. А если у них есть непреодолимые физические или умственные ограничения, то наша задача ухаживать за этими людьми, печься, как о горчичном семечке. Но насколько это удается, Бог знает, здесь никаких оценок быть не может.