Евангельские кружки общие положения

Одной из форм совместной церковной деятельности верующих людей, способствующей приобретению осмысленной веры, а в дальнейшем — и знаний об этой самой вере, является совместное изучение Священного Писания в малых группах путем обсуждения на основе эмоционально-личностного восприятия.

О практике проведения библейских кружков на приходе и их потенциале как формы начальной катехизации рассказывает руководитель Учебно-научного центра по подготовке к церковным служениям при Московской духовной академии, катехизатор Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, катехизатор московских храмов Ризоположения на Донской и Рождества Богородицы во Владыкине С. Рогунов.

Статья опубликована в журнале «Православное образование» (№ 2 (6), 2013).

Методика проведения встреч

Методика по изучению Священного Писания достаточно проста. При этом особенности проведения каждого занятия разнятся в зависимости от подхода ведущего, возраста большинства участников, цели, которую ведущий ставит перед собой и перед группой, степени воцерковленности участников, степени богословской образованности, степени знакомства участников и давности их собраний, места, где эти встречи проводятся.

На таких занятиях между относительно небольшим количеством людей происходит личное общение, подчиненное одной цели — встрече друг с другом и со Христом. Общение на глубоком, личностном, духовном уровне. Главная задача, реализуется в таких группах, — попытка воспринять Священное Писание как голос Божий. Воспринять  как обращение Христа Спасителя напрямую к сердцу человека.

Поскольку Священное Писание — это откровение Божие, то читать, понимать, изучать его, прежде всего, необходимо на основе духовного опыта, на основе молитвенного обращения к Богу. Именно этим обусловлена необходимость чтения Священного Писания в молитвенном духе, молитвенном настрое. Основы духовного опыта явлены в Священном Предании Церкви и переданы нам святыми отцами. Именно отношением к Преданию Церкви, к святоотеческому наследию и отличаются православные группы по изучению Евангелия от похожих кружков в западных христианских исповеданиях. В связи с этим уточняем, что изучение Священного Писания в малых группах не является попыткой создания нового толкования Слова Божия, отличного от учения Церкви. Здесь ставится совершенно другая задача — интерактивное обсуждение, личностное восприятие, богословская и нравственная рефлексия. При изучении Священного Писания необходимо использовать святоотеческие толкования в разных формах.

Первостепенным необходимым условием участия в евангельском кружке является вера, что читаемое и обсуждаемое Священное Писание является словом, сказанным Богом  человечеству через пророков и апостолов. Текст Священного Писания можно понять, когда мы примем его как слова, сказанные Живым Богом.

Пока участники собираются, должно пройти время, чтобы все пришли в себя и отключились от той суеты, из которой они вырвались. Необходимо следовать рекомендации молитвослова перед утренними молитвами. Он гласит «встав перед иконой, подожди, пока все чувства твои улягутся, и тогда начни молитву». Обычно это время тратится также на то, чтобы все подождали опаздывающих, попили чай, поделились новостями — горестями и радостями.

Священное Писание необходимо воспринимать и изучать в контексте Священного Предания, которым движет Святой Дух. Поэтому без обращения к Богу, без молитвенного настроя, изучение и осмысление Откровения вряд ли будет соответствовать тому смыслу, который заложен Богом как Автором. Таким образом, размышление это стремление заглянуть в глубину своего сердца и обратиться к Богу с просьбой помочь нам понять Евангелие.

В обсуждении Евангелия участвуют все присутствующие. Это проявление соборности. Так проявляется общий духовный, молитвенный и жизненный ответ Богу на обращенное Им к человеку слово.

Если во время проведения встречи человек в своих размышлениях далеко отклоняется от церковного понимания читаемого отрывка, его следует направить на верный путь. Но не стоит говорить человеку: «Ты не прав». Это некорректно, может обидеть человека. Не факт, что он придет на занятие в следующий раз. Это будет тяжелым испытанием для совести ведущего.

Не стоит говорить о постороннем. Делиться жизненным опытом стоит именно как примером следования Евангелию в своей жизни. Чтобы не перебивать друг друга, существует традиция обсуждения по кругу. К каждому участнику надо относиться не только с уважением, но и с чуткостью.

Варианты прочтения библейского отрывка разные: может прочесть ведущий, его помощник, кто-нибудь из участников, по желанию. Также отрывок может быть прочитан всеми участниками встречи по стиху — по очереди. Главное при чтении — не торопиться, читать «с чувством, с толком, с расстановкой». Чтобы каждое слово отложилось в сердце и в сознании человека. Читать лучше по-русски. Чтение должно быть осмысленным — столь же осмысленным, как молитва.

После прочтения отрывка ведущий предлагает участникам еще раз внимательно и вдумчиво прочитать текст самостоятельно, про себя. Потом лучше сделать небольшую паузу, которую все проводят в тишине, молитве и осмыслении прочитанного. В течение встречи важно несколько раз возвращаться к повторному чтению отрывка или отдельных его частей.

Несколько правил обсуждения отрывка

Одно из главных и важнейших правил обсуждения — регламент. Ведущий напоминает собравшимся о том, что евангельский кружок — это не театр одного актера. Совесть каждого участника должна предписывать ему следить за временем своей речи.

Участники евангельского кружка высказываются в духе взаимного уважения, по кругу, говоря от сердца. Поэтому недопустимо поучение одних членов кружка другими или кем-либо одним, в первую очередь — ведущим.

Неприемлемыми являются желание «сказать, как правильно», «рассказать, как надо» и другие проявления тоталитарного подхода к Богом данной свободе человеческой личности.

Часто встречающаяся ошибка начинающих ведущих — это поминутное обращение к молчащим участникам: «Ну скажи хоть что-то». У каждого из участников свой психологический настрой, ритм духовной жизни, поэтому это делать не стоит.

После того, как все выскажутся, стоит направить дискуссию на обсуждение мыслей, которые только что прозвучали. Желательно, чтобы таких кругов обсуждения отрывка Священного Писания было несколько. Бывает полезным  еще раз вернуться к чьим-то рассуждениям, которые затронули других членов группы. Случается, что в самых простых  словах человек вдруг слышит то, что «попадает в точку», дает ему ответ на его переживания.

Рекомендации ведущему, необходимые для начинающих

Главная рекомендация — не подменять собой Священное Писание, личность Христа. В этом смысле мирянину бывает гораздо проще вести кружок, чем священнику. Служение священника — это служение, в том числе церковного учительства. Ведущий-мирянин  — не отличается от других членов кружка. Поэтому его функции сводятся к модерации дискуссии, контролю над правилами, соблюдением дружеской атмосферы, поддержанием молитвенного настроя.

Вторая важная рекомендация — не бояться пауз, а использовать их для внутренней молитвы, сосредоточения.

Одной из целей начальной катехизации является научение вере и введение в традицию церковной жизни. В связи с этим, организация кружков по изучению Библии возможна после базовой катехизации (от одной до четырех бесед) как до, так и после принятия Таинства Крещения.

Принцип организации библейских групп (евангельских кружков) для целей длительной катехизации заключается в решении двух задач:

  • моделирование итога осмысления веры, представлений о Боге и духовно-нравственного «созревания» участников группы к концу цикла. (Цикл встреч рассчитывается  на один год);
  • построение встречи так, чтобы интеллектуальный и духовный труд каждого члена кружка приводил к еще большему вниканию в духовное осмысление,  информативное изучение основ веры и церковной жизни.

Эти две задачи решаются, соответственно:

1) определенным логическим подбором читаемых и обсуждаемых библейских отрывков

2) введением в годовую «программу» чтения и обсуждения Священного Писания определенных дидактических элементов — мероприятий. Они способствуют усвоению знаний участниками, выявлению насколько и каким образом церковная вера «впитана».  Так же способствуют более ощутимому введению членов кружка в обыденные аспекты приходской жизни — литургические и бытовые.

Таким образом, евангельский кружок становится местом кристаллизации новой части прихода, новой молодой общины. Участники евангельских кружков, или библейских групп, становятся друзьями, объединенными в Церкви вокруг Священного Писания.