Отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

как форма работы со студенческой молодежью

 

Духовно-просветительская работа со  студенчеством.

Отсутствие специфических форм духовного образования для мирской молодежи на приходе

В настоящее время работа с молодежью студенческого возраста как с отдельной целевой группой является сложной, но важной проблемой. После воскресной школы молодой человек и хотел бы, но не может найти занятие, которое способствовало бы его росту как христианина. Он, конечно, может стать алтарником или поступить в духовное учебное заведение. Но большая часть молодежи, которая не ставит перед собой цели получения священного сана,  остается неучтенной.

Если же молодой человек самостоятельно осваивает учение Церкви, он не может найти себе тот круг общения, где бы его интересы поощрялись, где бы он чувствовал себя востребованным как православный христианин.

Возможности групп по чтению Св. Писания в работе с данной возрастной категорией

Как нам кажется, чтение Св. Писания в группе может помочь в улучшении создавшейся ситуации. Правильно организованные чтения будут способствовать:

  • вовлечению в диалог молодых людей, находящихся вне Церкви,
  • укреплению неофитов в вере и созиданию приходской общины,
  • вовлечению молодежи в служение,
  • подготовке к миссионерской деятельности.

Групповое чтение – образ современной молодежной работы.

Конечно, в работе с молодежью могут быть выбраны и другие пути – например, активная работа пастыря с клиросом[1], творческие студии, больничное служение или издательская деятельность, работа молодежи с подростками и пр. Пусть каждый пастырь идет тем путем, который лучше получается именно у него, у тех активных мирян, которые его окружают.

Вместе с тем, именно встречи для изучения Св. Писания кажутся нам в особенности удобными для работы с молодежью.

Во-первых, в богослужебном плане чтение Св. Писания составляет собой сердцевину Литургии оглашенных, т.е. той части Литургии, которая издревле выполняла функцию просвещения в христианской вере – итак, сам строй богослужения побуждает нас к тому, чтобы обратить особое внимание на изучение Слова Божия. Об этом же свидетельствует Слово Божие, где говорится, что именно Писания могут умудрить верующего во  спасение верою во Христа Иисуса (см. 2 Тим. 3:14-17).

Во-вторых, в отличие от лекционных занятий на Евангельских беседах участники не просто пассивно воспринимают информацию, но и самостоятельно изучают основы веры, участвуют в обсуждении сложных вопросов, формируются как миссионеры. При правильной постановке дела все остальные служения обязательно появятся, поскольку социальное служение, миссия являются логическим следствием исповедания той веры, которую участники группы возгревают через чтение Слова Божия.

В-третьих, для организации группы изучения Св. Писания вполне достаточно ресурсов, находящихся в распоряжении любого прихода.

 

Практические аспекты организации групповых чтений.

Основные формы работы

Евангельские чтения или беседы – формы работы с молодежью вне богослужения. Беседы организуются по благословению священника и являются открытыми для всех, в том числе и для тех, кто еще не является членом прихода или даже не воцерковлен. Именно чтение Евангелия должно стать приоритетным направлением деятельности группы.

Хорошо, если это будут не только учебные занятия, но и группа Евангельских бесед станет местом, где члены прихода будут лучше узнавать друг друга, находить друзей, вместе выполнять какое-либо служение ближним. Поэтому нужно стараться не только изучать Св. Писание, беседовать на различные темы и заниматься в семинарах, но и вместе проводить досуг, поддерживать друг друга, стараться служить ближним.

Важно отметить, что группа не должна замыкать участников на себе или подменять приходскую общину во главе со священником. Следует всячески стремиться к тому, чтобы участники группы шли дальше, открывая для себя полноту Церковной традиции в богослужении и аскетическом делании ради преображения собственной души и отношений с ближними.

Духовное окормление членов группы

Желательно, чтобы члены группы могли вовремя получить молитвенную помощь и духовный совет от  священника, благословившего деятельность группы. Это возможно, если священник будет время от времени присутствовать на группе и общаться с ее членами – именно так он приобретет авторитет среди людей, ранее не соприкасавшихся лично с ним и, возможно, даже не посещавших храм. Тогда священник будет восприниматься не как внешний носитель власти, но как любящий отец, пастырь, готовый пожертвовать своим временем и силами ради людей. И они тогда, оценив его старания, станут преданными прихожанами, и сами, в свою очередь, будут готовы принять участие в устроении приходской жизни[2].

Современная молодежь, особенно из неофитов, – сложный контингент: юноши и девушки иногда самоуверенны, часто негибко и максималистки настроены; поэтому от священника требуется определенное снисхождение и врачующая любовь, которые, впрочем, в дальнейшем по мере их церковного «взросления» окупятся сторицей.

Руководство Евангельскими беседами и перспективы роста

Непосредственно вести группу Евангельских чтений может мирянин.

Главное, на что ему нужно обратить внимание – это на образ руководства, который нам заповедан Господом. Руководитель не может использовать людей, манипулировать или приказывать им, но должен сам жертвенно служить им, показывая пример, уметь умаляться и знать свое место – как в отношениях с братьями и сестрами, так и со священником, благословившим его деятельность[3].

Ведущий бесед не может и не должен заменить священника в его богослужебной молитве, таинствах или духовнической практике; задача руководителя – помочь членам группы  врастать в церковную жизнь за счет лучшего понимания учения Церкви, за счет создания дополнительных возможностей для построения братских взаимоотношений.

Опыт руководства чтениями может быть полезен тем, кто желает в дальнейшем послужить Богу именно как пастырь, причем не всегда даже сам человек подозревает о том, что Господь призовет его на высокое служение свящества[4]; однако такая возможность создает дополнительные перспективы для самой группы – стать в дальнейшем полноценной самостоятельной общиной[5].

В пастырских посланиях мы встречаемся с характеристиками, которые вполне приложимы и к служению руководства подобными группами – служителю Церкви требуется опыт семейной жизни, умение вести домашнее хозяйство и воспитывать детей, по-христиански ладить с окружающими и др[6]. Такой опыт необходим ведущему, чтобы говорить не просто из книг, а из знания жизни; к тому же, неустроенность личной жизни может в долгосрочном плане быть препятствием для успешного руководства любой молодежной работой.

Идеальный вариант, если новый ведущий длительное время участвовал в любой группе по чтению Писания, участники и ведущий которой, увидев его способности, по совету со священником просили его  принять на себя ответственность за ведение новой группы, в которую войдут частично и члены старой, разросшейся группы. Однако на практике может получиться так, что группа организуется с «нуля», без всякой подготовки ведущего – и тогда ему хорошо бы побывать в группах разного формата, на семинарах, посмотреть и сравнить для того, чтобы выработать свой стиль.

Весьма полезным будет для ведущего параллельно участвовать в другой группе в качестве рядового члена.

Любой руководитель должен особо заботиться о том, чтобы подготовить тех, кто окажется способен заменить его или вести новую группу, когда старая станет слишком большой.

Большим подспорьем ведущему может стать неформальный коллективный орган принятия решений (совет), куда войдут наиболее активные члены группы. Это позволит ведущему разделить ответственность за группу с братьями и сестрами, лучше понимать происходящее и предпринимать коллективные меры по улучшению чтений, преодолеть собственные ограничения и допускать меньше ошибок. Это же предохранит его от чрезмерного увлечения своим мнением и авторитетом.

Встречаются группы, которые ведут два человека, – молодой человек и девушка. Такой вариант можно рассматривать как весьма положительный. Вместе с тем, по имеющемуся опыту, не совсем удобно, когда подобную группу ведет одна девушка, да и это противоречит апостольским указаниям (1 Тим. 2:11-15), хотя бывают исключения: в условиях гонений о. Сергий Мечев благословил мон. Иулианию Соколову осуществлять руководство группой.

В любом случае, если поощрять инициативность, в группе со временем естественным образом выделятся люди, способные и готовые брать на себя ответственность.

Состав группы и привлечение новых членов

Первоначальный костяк группы составят прихожане, однако следует ориентироваться именно на людей, далеких от Церкви: хотя духовное назидание членов Церкви необходимо, основной упор должен быть сделан на миссионерские задачи по отношению к неофитам.

Самым эффективным средством распространения информации о группе служит связь через друзей и знакомых, личное приглашение людей через интернет, объявления недалеко от места встречи.

Финансовое обеспечение

Для того, чтобы обеспечить функционирование группы, ее члены создают общую кассу добровольных пожертвований.  На полученные средства приобретаются Библии и литература, необходимая для подготовки к встречам, создается фонд для праздничных акций и поздравлений. По желанию членов группы и при наличии возможностей создается фонд для организации паломничеств и помощи нуждающимся. Распоряжаться этими средствами должен не один человек, а совет ответственных и разумных людей.

Модели деятельности группы

Оптимальной для совместного чтения Св. Писания является группа в 5-9 человек. При значительном превышении этого числа вдумчивое чтение Св. Писания становится сложным.

Невозможно дать единых требований к тому, какой должна быть форма группы. Ведущему и участникам следует пробовать разные подходы, чтобы выработать что-то свое.

Так, группы могут различаться:

  • по степени подготовленности участников (одни группы открыты для посещения только после прохождения катехизации или при условии параллельного прослушивания лекций, другие открыты для всех участников вне зависимости от уровня их знакомства с учением Церкви)
  • по степени директивности (в одних группах ведущий или регулярно чередующиеся участники делают вступление, затем все обсуждают текст, возникающие вопросы; в других вообще не допускаются тематические дискуссии, диалог, а поощряется свобода высказывать то, что открывается в молитвенном чтении, ведущий же только назначает очередность высказывающихся),
  • по привлечению источников (в одних группах поощряется обращение к святоотеческой традиции мысли, в других больше приветствуется рассказ о своем понимании и опыте),
  • по ходу разбора (где-то читается стих за стихом, причем не разрешается забегать вперед, где-то обсуждается отрывок в целом, уточняются лишь детали – что показалось самым важным)
  • по соотношению целей (одни группы будут чисто учебными, в других акцент делается на молитву, взаимоотношения и общее служение)

По-видимому, неправильным здесь будет только тот вариант, при котором кто-то, не считаясь с Церковным Преданием или даже противореча ему, будет навязывать свое мнение всем остальным, либо заниматься самочинием, настаивая на полной независимости группы и себя от прихода и священника, благословившего его труд.

Подготовка встреч

Для того, чтобы чтения прошли успешно, к ним нужно готовиться, как руководителю, так и членам группы. Обычно для одной встречи достаточно отрывка не более 10-15 стихов. В современных условиях удобно и полезно заранее оповещать участников о будущем отрывке с помощью электронной рассылки. Было бы хорошо, если на собрание группы ее члены приходили бы с вопросами, которые у них возникли в процессе подготовки к чтениям. Естественно, руководителям к таким вопросам нужно готовиться, делать записи, подбирать литературу, но не менее важно учить рядовых членов, как им самим находить ответы в Писании, Предании и справочной литературе. Здесь уместны небольшие домашние задания, ссылки на святоотеческие тексты, связанные с темой чтения.

Кто-то может не согласиться с тем,  что ведущему следует особым образом готовиться к чтениям. Такие ведущие предпочитают ориентироваться на спонтанность, поскольку чрезмерное увлечение исследованием текста может «убить» живое восприятие, что тоже отчасти верно. Но следует заметить, что даже такой боговдохновенный проповедник, как митр. Антоний Сурожский, перешел к спонтанной проповеди за богослужением лишь через двадцать пять лет после регулярных подготовок. Поэтому нам кажется, что работа ведущего с источниками и отбор наиболее существенного материала для будущего занятия все же должна предполагать следующие шаги:

  • личная молитва и размышление над текстом Писания,
  • использование различных переводов текста Св. Писания,
  • работа с параллельными местами Нового и Ветхого Завета, симфонией и библейскими словарями,
  • изучение святоотеческих комментариев на Писание и аскетических текстов, касающихся темы чтения,
  • ознакомление с современными трудами,
  • использование богослужебных текстов, иконографии,
  • выбор примеров из житий, из художественной литературы, из опыта.

Со временем может показаться, что необходимость в подготовке к чтениям отпадает – настолько хорошо все включаются в чтения. Но, по опыту, это впечатление обманчиво, и отсутствие подготовки может негативным образом сказываться на самих чтениях. Спонтанность хороша только после того, когда достигнуто хорошее базовое понимание смысла текста. Поэтому ведущему Евангельских групп необходимо ознакомиться с буквальным смыслом текста по историко-критическим комментариям и историей толкования, быть готовым кратко донести это до группы, и только потом переходить к обсуждению того, что текст значит для меня сегодня. Когда-нибудь, когда текст Св. Писания будет уже не раз прочитан, и когда у ведущего будет серьезный опыт своей жизни во Христе, можно будет вести встречи и без предварительной подготовки.

Об отношении к Преданию Церкви

Начинающему ведущему может казаться, что хорошо подготовиться к встрече – значит подготовить конспект с обширными выписками из историко-филологических исследований, Св. Отцов, литургического предания. Это не совсем так. Жить Преданием –  не значит цитировать Отцов или слепо копировать их. Можно прочесть и узнать очень много, но если вести себя надменно – все впустую. Скорее, жить преданием Святых Отцов – это усвоить их подход, отношение к ближним, братьям и сестрам, к Богу, ко всему творению. Апостолы и святые часто были люди некнижные, но все понимали и видели лучше нас – потому что в избытке имели любовь, главный дар Духа Святого. Чтобы не погрешить против любви при организации чтений, можно посоветовать:

  • стараться ничего не говорить от ума, но от сердца, либо молчать и молиться (“Если слово, которое ты говоришь, тебя ударяет в душу, если глубоко вонзается, как стрела, в твое собственное сердце, оно ударит и в чужую душу и вонзится и в чужое сердце. Но если проповедник будет говорить “вот этим людям” то, что,  ему думается, им полезно знать, то большей частью это будет бесполезно”, – говорит митр. Антоний Сурожский);
  • стараться опираться на “твердое основание” – не столько свой опыт, который ценен, но пока недостаточен, сколько на опыт всей Церкви – говорить от Писания или Св. Отцов;
  • стараться обратить внимание на нужды конкретных людей (Рим. 12:13), а для этого стоит стараться больше узнавать друг друга, не оставлять друг друга в одиночестве, если кто приводит новеньких, окружать их заботой, – быть гостеприимными по заповеди (Евр. 13:12).
Проведение встречи

Важным является организация каждой встречи. Руководитель должен позаботиться о комфортной обстановке встреч, рассмотреть особенности размещения участников (лучше, если члены группы будут сидеть в кружок, а не за партами – как в школе).

Разумно установить некоторые правила беседы. Ведущий группы ни в коем случае не должен стремиться повысить численность группы за счет «популярных мер»: утраты благоговейного отношения к чтению Слова Божия и превращения чтений в конкурс эрудитов. Не случайно апостол предупреждает: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф.5:4). Можно заранее условиться, что высший авторитет толкования на чтениях принадлежит не человеку, а Духу Святому, говорящему с нами через само Писание и святоотеческие поучения. Если возникает спорный момент, пусть все мнения будут выслушаны и все аргументы приведены, но пусть никто не настаивает на своем личном понимании.

Особо стоит вопрос о «поучениях» друг друга. В Священном Писании прямо указано наставлять друг друга, исправлять и даже обличать[7], однако делать это нужно с кротостью и страхом, на основании учения Церкви, а не по собственному пониманию, и сначала наедине. Часто бывает, что участникам вообще стоит отложить какую-то тему, чтобы не заниматься спорами и «исправлениями» друг друга, добиваясь полного понимания, – а положиться на то, что Бог все откроет в свое время. Какие-то вопросы нужно порекомендовать обсудить с духовником.

Ведущий должен следить за  общей вовлеченностью участников в обсуждение и побуждать неактивных к участию, обращаясь к ним или предлагая высказываться по кругу. Впрочем, не нужно настаивать на том, чтобы все высказывались с одинаковой активностью – внимательно участвовать можно и просто молясь и размышляя про себя. Для некоторых хорошо бы объяснить, что активное участие как раз и предполагает молитвенное вслушивание в текст Писания, а не просто рассудочное комментирование всего, что было прочитано или сказано другими.

Чтобы не превращать чтения в лекцию, ведущему уместно задавать вопросы: а) на знание Библии и правильное уяснение фактов, б) на понимание смысла, значения, в) на то, как текст отражается в жизни участников.

При проведении встречи важно соблюдать регламент – особенно, если встречи проводятся вечером, и участникам далеко до дома.

Каждая встреча начинается и оканчивается молитвой – канонической (для того, чтобы участники вошли в мир православной духовности) или свободной и по соглашению. В некоторых группах молитвенные нужды записываются, чтобы потом о них можно было напомнить с помощью рассылки. Следует заметить, что некоторые нужды требуют не столько молитвы, сколько посильного участия других членов группы, и именно взаимопомощь, взаимная поддержка является одним из очевидных показателей правильной направленности группы.

Вообще же хорошо всеми силами стараться поддерживать на группе атмосферу радости и праздника, чтобы группа стала тем местом, где можно просто отдохнуть душой в компании верующих друзей. Да и если Бог говорит к нам через Свое Слово – как можно не радоваться и не благодарить?

Непременным атрибутом встреч служит чай и  время для неформального общения, в которое входит совместное проведение общих праздников и именин. Для этого же по возможности после чтений организуется пение духовных песен, практикуются встречи с интересными людьми. Нужно стремиться к тому, чтобы неформальное общение затрагивало родственников и друзей членов группы – ведь их доброжелательное отношение способствует тому, чтобы человек оставался в группе, и, кроме того, именно так можно привлекать новых членов.

Служение  ближним

Служение ближним – весьма важная составляющая жизни любого христианина (1 Петр. 4:10), ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк.10:45). Как утверждает апостол Павел, у каждого из нас есть свои дары и таланты (1 Кор. 12:4-31). Свой дар непременно есть у каждого христианина, и очень важно использовать его, не стесняясь и не полагая, что это что-то неважное. Действительно, нельзя сказать, какой дар: руководство беседами, возможность благотворить, посещать немощных или просто способность услышать другого, молиться за нужды других, — более важен. Все они взаимно дополняют друг друга, и без самого, казалось бы, простого служения, например, мытья посуды, будет ощущаться недостаток.

Наибольшим образом эти дары и таланты проявляются, когда деятельность выходит за рамки самих себя, направлена вовне, на ближних. Поэтому при обсуждении концепции группы полезно позаботиться  не только об изучении Слова Божия и общении, но и деятельном участии в социальном служении. Тут не может быть принудительности – пусть каждый послужит тем, что у него лучше всего получается. Кто-то готов заниматься с детьми и подростками, кто-то желает творчески свидетельствовать о вере в тюрьмах, воинских частях, домах престарелых, развивать православные СМИ, кто-то готов участвовать в уходе за больными, кто-то – заниматься реставрационными работами и уборкой храма. По утверждению некоторых, один год работы сестрой милосердия в сочетании с участием в богослужении может преобразить человека больше, чем одно пятилетнее хождение в храм.

Совместные мероприятия

Вместе с тем, ничто так не сплачивает коллектив, как совместные мероприятия. Безусловно, хорошо, если само служение будет не личным делом каждого, но общим почином всей группы. Но общим делом может быть не только совместное служение, но и совместный отдых, образовательные мероприятия.

Сегодня, когда православная молодежь разобщена, следует также стремиться к тому, чтобы участие в подобных группах предоставляло возможность встречи и обмена опытом на межприходских молодежных встречах и общецерковных мероприятиях (желательно, организованных вокруг Литургии), что создавало бы реальное ощущение единства.

Результаты участия в группе

Наша вера проявляется во взаимоотношениях. Евангельские беседы организуются не ради самого чтения Писания, а ради того, чтобы это чтение как-то изменило нашу жизнь – укрепило веру и помогло нам научиться слышать и слушаться Бога, стать зрелыми, самостоятельными, активными христианами, ощущающими ответственность за Церковь, готовыми жертвенно послужить ближним.

И взаимоотношения между членами группы – очевидный показатель того, правильно ли проводятся чтения. Один известный протоиерей рассказывал, что лучшим результатом молодежных встреч он считает то, что в его приходе сформировались крепкие семьи – малые церкви, и все прихожане знают друг друга, дружат семьями и поддерживают друг друга.

У некоторых служение и участие в групповых (приходских) мероприятиях занимает все время, тогда как отношения в собственной семье оставляют желать лучшего. Это недопустимо для христианина (1 Тим. 5:8), хотя и не вполне понятно неофитам. Следует постоянно напоминать себе, что просто по-христиански вести себя в собственной семье, на работе, – не меньшее служение, чем все вышеперечисленные, и иногда быть с семьей важнее, чем участвовать в самых серьезных миссионерских проектах, не говоря уже о проведении досуга.

Важно подчеркнуть еще один момент: группа не должна замыкать людей в себе – напротив, нужно так построить беседы, чтобы было понятно – нужен следующий шаг, нужно идти дальше – в полноту церковной жизни (литургическую жизнь, аскетический труд).  Группа сама является частью Церкви, но не заменяет собой литургическое собрание, общеприходскую жизнь.

Заключение

Организация Евангельских чтений – нужное и необходимое дополнение к существующим формам приходской жизни. Для кого-то в этом может заключаться его служение Богу, и можно с дерзновением сказать, что руководство Евангельскими беседами может рассматриваться как нынешняя форма служения учительства в древней Церкви.

Однако пока такая форма работы с молодежью не получила достаточного распространения и поддержки на местах в нашей поместной Церкви. Зачастую ведущему и тем, кто возьмет на себя какую-то ответственность, придется сталкиваться с непониманием, неблагодарностью, критикой, как извне, так и изнутри собственной группы или прихода. Часто претензии будут обоснованными, ведь большинство молодых ведущих имеют мало опыта как ведения подобных групп, так и в целом опыта жизни в Церкви.

Справиться с подступающим разочарованием и унынием помогут друзья из самой группы, другие ведущие, священник, который видит плоды деятельности, молитва к Богу, размышление о том, что с такими и даже большими трудностями сталкивались и сталкиваются в своем служении и другие делатели нивы Христовой. Иногда следует просто взять отпуск для отдыха и  уединения. Не стоит забывать, что, что основную работу в сердцах верующих совершает Бог, и в смирении нести высокое служение христианского просвещения и миссионерства, которое может привести в Церковь молодежь, дать молодому человеку почувствовать, что он востребован в общинной приходской жизни, открыть ему путь спасения.

 

Методические основы изучения Священного Писания

Самосвидетельство Св. Писания

Для введения в тему рекомендуем прочесть тексты Св. Писания, которые могли бы помочь в уяснении некоторых важных моментов; для этого можно использовать библейские богословские словари или хотя бы  обратить внимание на 118 Псалом, 2 Тим. 3:16, Мф. 5:17-18.

Историчность Библии

Библия создавалась в течение 1600 лет, со времен Моисея до конца 1 в. н.э. Текст Нового Завета дошел до нас в исключительно благоприятном состоянии, разночтения составляют около 0,5 процента, что очень мало для древних текстов. Самые древние кодексы Нового Завета отстоят от оригинала на полвека-век. Что же касается Ветхого Завета, особые меры по работе со священными книгами в иудейской традиции также позволяют утверждать, что текст очень хорошо сохранился. Кроме того, Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) становится авторитетным текстом уже в апостольский век. Не может быть и речи о том, что отдельные церковные деятели вносили удобные им поправки. За сохранность текста можно ручаться; это тот текст, который написан самими священными авторами.

Священное Писание отличается от других книг тем, что в нем можно выделить одну центральную тему – спасение в Господе нашем Иисусе Христе. Пророчества, которыми исполнен Ветхий Завет, действительно сбываются. Благодаря Библии были уточнены многие археологические и исторические данные. Авторы пишут о себе правду, какой бы горькой порой она не казалась. Итак, Библия заслуживает доверия как исторический документ, как правдивый рассказ о жизни Церкви и как Слово Божие[8].

Длительный период создания текстов, тот факт, что сначала они бытовали в устной традиции, подвергались редактированию, не должны нас смущать: в том, какой мы имеем сейчас Библию, можно поистине усматривать Промысел Божий.

Канон (официальный реестр) книг Св. Писания в принципе чужд Православию, ибо мы признаем, что и в писаниях Св. Отцов действовал Тот же Дух, который наставлял на всякую истину и священных авторов Библии [9]. Однако для практического отличения книг подлинных и духоносных от всевозможных апокрифов составлялись списки книг Св. Писания. Православная традиция, как и римо-католическая, признает 47 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, причем в славянской и русской Библии есть некоторые добавления по сравнению с текстом Септуагинты (авторитетного перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанного 70 толковниками); еврейский и протестантский канон в Ветхом Завете признает только 39 книг, оставляя вне канона книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха, 2 книгу Ездры и две книги Маккавейских (в католичестве они получили название второканонических).

Св. Писание в ряду прочих церковных книг

Именно в Св. Писании мы находим самое ясное и точное изложение спасительных истин. Желающий войти в Царство Небесное прежде всего должен обратиться к Св. Писанию и из прочих книг именно Слово Божие избрать себе в качестве главного спутника и руководителя. Евангельское учение обращено ко всем людям без исключения и для всех удобно исполнимо.

Далее по степени учительного достоинства стоят святоотеческие творения. Их следует читать только в соответствии с избранным образом жизни (иноки – наставления инокам, миряне – св. Отцов, произнесших свои поучения для всего христианства) – так, чтобы прочитанное можно было применить в жизни; иначе в душе рождается бесплодная мечтательность, в сердце – смущение, а в поведении – неопределенность, тягостная и вредная для читающего и ближних его[10].

Особенно не подобает на начальном этапе заниматься чтением догматических сочинений, ибо душа, объятая страстьми, будет понимать все превратно и подвергнется чрез то опасности падения. Гораздо полезнее книги нравственного порядка – о борьбе со страстями и путях стяжания добродетели – т.е. о практической жизни во Христе[11].

Современную церковную литературу нельзя приравнивать по значимости к св. Отцам и тем более Св. Писанию, поскольку она еще не прошла рецепцию (принятие) соборным разумом Церкви. Среди таковой можно читать лишь книги, имеющие церковное благословение и служащие к угождению Божию[12].

Без нужды и специального благословения духовника не следует читать книг полемических, т.к. они производят ненужные споры (2 Тим. 2:14-18), написаны часто в порыве страсти и несут в себе осуждение, не приличное христианину (Мф. 7:1). Православные христиане в отношении спорных вопросов должны ориентироваться не на книги полемические, часто сомнительного содержания, а на мнение священноначалия, выраженное в официальных церковных документах.

Еще строже и с большей осторожностью следует подходить к литературе светского характера.

Богодухновенность Св. Писания

Исключительное положение, которое занимает Св. Писание, объясняется тем, что оно является богодухновенной книгой.

По-разному понималось, в каком смысле Св. Писание боговдохновенно. Некоторые думали, что в нем все от первой до последней строчки продиктовано Богом, и потому в нем не может быть ошибок. Это не совсем так, хотя бы в свете Гал. 3:15. Понималась богодухновенность и как побуждение к письму независимо от содержания. Православный подход подразумевает, что Откровением признается в Библии то, что Бог хотел открыть о Себе и о своем отношении к миру, людям: Слово Божие учит нас не тому, как устроено небо, а как взойти на небо. Эти спасительные истины стали нам доступны благодаря свободному сотрудничеству Бога и священных авторов в деле написания Библии. Такое понимание богодухновенности позволяет выделять в Св. Писании то, что установлено на все времена (учение веры и правила нравственности), и то, что является установлением для конкретной ситуации (моменты, обусловленные национальными особенностями, географией и уровнем исторического развития).

Также не все в Писании следует считать образцом для подражания. Можно выделить в Св. Писании идеал (это состояние человечества до грехопадения, Нагорная проповедь), нормы, ниже которых нельзя жить (заповеди), и реальную практику жизни, которая далеко не всегда одобряется Богом. Такое понимание особенно помогает при чтении Ветхого Завета.

Истина в Св. Писании

Истиной в Св. Писании признаются правила веры и нормы нравственной жизни. События церковно-политической жизни народа, вообще исторические факты имеют значение настолько, насколько они значимы для истории нашего спасения.

Часто неверующие люди выискивают исторические противоречия в Св. Писании. Уместно спросить себя, стоит ли вступать с ними в прения, ведь еще апостол Павел предупреждал, что «злые люди будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13). Для себя же хорошо прочесть одно из популярных введений в Св. Писание, чтобы увидеть: история библейских исследований двадцатого века наглядно продемонстрировала, что то, что критическая наука 19 века считала вымыслом и исторической фальшивкой, нашло свое подтверждение.

Ученые полагают, что современная картина мира вполне соотносима с библейской; основные события священной истории находят все больше подтверждений. Только недобросовестная наука сегодня может настаивать на том, что Св. Писание – выдумка и миф.

Библия и жизнь в Церкви

Важно понимать, что Св. Писание – одна из составляющих Св. Предания Церкви: «Я не веровал бы Писанию, – говорит бл. Августин, – если бы не побуждал меня к тому авторитет кафолической Церкви». Для православных верующих источником веры служит и богослужение, и святоотеческое наследие, и, конечно, живые носители православной христианской веры, их опыт хождения в Боге. Монашеская традиция постоянно подчеркивает, что именно живой пример является лучшим средством для возрастания в совершенстве[13]. Это вполне соответствует Св. Писанию, которое говорит: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17, под «слышанием» можно понимать вообще опытное научение). Однако именно Св. Писанием проверяется соответствие того или иного материала Преданию Церкви.

Уделяя должное внимание изучению Св. Писания, не стоит забывать, что учение веры  является лишь одной из четырех составляющих жизни Церкви, наравне с братским общением верующих между собой, Причастием и молитвой (Деян. 2:42).

Молитва и чтение

Вообще, Св. Писание – это не просто литература. Святые Отцы, пастыри церковные и простые верующие – все единогласно свидетельствуют, что, читая Св. Писание, мы можем встретить Господа и познать Его благую волю о нас; некоторые же  священные писатели (например, бл. Иероним) рассматривают чтение Св. Писания как Таинство, наравне с Евхаристией.

Словом Божиим, которое может просветить, исцелять и указать дорогу в жизнь вечную, Библия становится только тогда, когда происходит личная встреча с Богом. Это часто происходит на молитве – общественной и личной.

Еще в ветхозаветные времена перед чтением Торы (Пятикнижия Моисеева) читались особые благословения: 1) собственно на выполнение заповеди изучения Закона Божия; 2) с просьбой о том, чтобы изучение Писаний было приятным и вожделенным; 3) с благодарностью за избрание в удел Божий и дарование Торы.

Сегодня православные христиане имеют специальные канонические молитвы перед изучением Св. Писания, в которых поистине содержится целостное учение о чтении Слова Божия (приведены в приложении).

Молиться необходимо не только перед началом, но и в процессе чтения Св. Писания. По образному выражению одного опытного ведущего, Слово Божие звучало до сотворения мира и продолжает звучать. Цель нашей молитвы перед чтением – войти в состояние слушания, настроиться на это звучание, на эту волну: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар. 3:10). И результат чтения тоже должен выражаться прежде всего в молитве благодарности, в покаянии и просьбе о силах для изменения жизни и воплощении прочитанного в жизни.

Цель чтения

Из общего языкознания известно, что в процессе коммуникации человек не только передает информацию, но и выражает свое эмоциональное состояние, побуждает к действию. Это справедливо и по отношению к Слову Божию. Оно не только передает нам какие-то знания, но и говорит об эмоциональном состоянии священных авторов, призывает нас к чему-то. Очень важно именно услышать призыв.

Целью чтения Библии является встреча с Богом и подлинным человеком. Читая Св. Писание, мы должны стараться увидеть в нем тот идеал, к которому надо стремиться, и идеал этот – сам Господь наш Иисус Христос. Не случайно Св. Отцы, читая Ветхий Завет, усматривали в нем скрытые повествования о Христе (что получило название чтения в христологическом ключе).

При совместном чтении Св. Писания наши братья и сестры также раскрываются несколько иначе, чем это бывает в обычной жизни, ведь Слово Божие требует открытости сердца, – и, если мы внимательны, мы увидим благодать, которая присуща каждому верующему, и сможем радоваться и благодарить. Мы также можем увидеть внутреннюю поврежденность и уязвимость, и это научит нас бережнее относиться к ближнему. Совместное чтение Священного Писания – один из лучших способов вступить в братские отношения в Боге.

Условия чтения

Первое условие – любовь к Богу и ближнему. Без веры и любви к Богу Библия останется «закрытой книгой», но к Богу нельзя приступать, имея что-то в сердце против ближнего.

Отсюда чистота души – второе требование к тем, кто берет в руки Слово Божие: человек, желающий понимать Св. Писание, должен заниматься не столько чтением толкователей, сколько очищением сердца от плотских пороков. Те, у кого душевные очи здоровы, не нуждаются в пособии толкователей[14], поскольку в чистом человеке обитает Св. Дух (1 Кор. 6:19), просвещающий человека в Слове Божием (2 Тим. 3:16).

Необходимо понимать, что главным истолкователем Св. Писания должен быть Дух Святой (Ин. 16:13). Именно Дух Святой посредством Св. Писания может показать нас себе самим в истинном свете и побудить к покаянию, очистить душу от греховных помыслов и сообщить нам мир, покой и радость о Господе[15].

Наконец, смирение, сокрушение духа и готовность без ропота слышать и исполнять волю Господню, какой бы трудноисполнимой она ни казалась, – вот четвертое условие приступающему к Евангелию (Ис. 66:2). Не все будет получаться сразу, но тот, кто хранит слово Божие в добром и чистом сердце и в терпении следует ему, обязательно принесет плод (Лк. 8:15).

Помощь комментариев

Удовлетворяем ли мы вышеперечисленным требованиям? Очевидно, нет, далеко не полностью. И потому мы нуждаемся в помощи, которую можем получить у более опытных в духовной жизни людей, у тех, кого Церковь называет святыми, по крайней мере, на первых этапах нашего хождения во Христе.

Человеку, только пришедшему к вере, лучше сначала изучить собственную церковную традицию, и, если уж брать комментарии иных конфессий, то проверяя высказанные в них мнения православным вероучением.

Относительность научного знания принуждает к тому, чтобы с осторожностью относиться и к современным библейским научным исследованиям и переводам. К сожалению, далеко не все ученые являются верующими людьми.

Некоторые технические моменты чтения Слова Божия

Читать Священное Писание следует небольшими отрывками, с молитвой и размышлением. Впрочем, для преуспевших в этом Святыми Отцами одобряется и практика чтения целыми книгами (особенно важно так предварительно читать апостольские послания, которые и были написаны для целостного чтения). Чтение должно быть регулярным и систематическим (последовательным), проходить в специально отведенное для этого время. Изучать Слово Божие следует постоянно, и никакое место не может служить тому препятствием   (Втор. 6:6-9)[16]. Впрочем, очень важно соблюдать тишину – прежде всего, внутреннюю, – ведь голос Бога подобен дуновению тихого ветра (3 Цар. 19 гл.). Полезно заучивать Слово Божие наизусть, особенно отрывки из Евангелия и Псалтири[17].

Часто, читая некий текст, мы понимаем его не так, как его понимал автор. Это обусловлено индивидуальными моментами нашего восприятия, историческими и культурными моментами. Читая любой текст, мы как бы даем ему собственное толкование (даже не входя в детали). То же происходит и в процессе перевода. Поэтому важно пользоваться различными историко-филологическими комментариями и словарями, разными переводами, особенно освященными церковной традицией. Впрочем, не стоит придавать этим моментам первостепенного значения – можно «закопаться» в подробностях анализа и так и не дойти до смысла.

Более важно замечать все детали повествования, будь то слово поучения или некоторое действие. Каждая буква Св. Писания может учить того, кто относится к Слову Божию с благоговейным вниманием[18].

И в другом  смысле следует бережно относиться к Слову Божию: нельзя вычитывать из него то, что нам хотелось бы услышать, замалчивая остальное (часто – для самооправдания).

Это неверно и точки зрения христианской нравственности, и с точки зрения методологии: Библия – это не сборник разнородных стихов, каждый из которых самодостаточен, но целостное произведение, и потому правильно понять какое-то место можно только в контексте всего Писания (т.наз. «широком контексте»).

Почти всегда для прояснения смысла текста требуется также обращение к ближайшему контексту, поэтому полезно по крайней мере просматривать предыдущее и последующее повествования читаемой книги.

Один из  самых верных способов чтения Св. Писания – в связке с житиями святых. Подражая их подвигам в меру наших сил, мы будем понемногу расти и в понимании Слова Божия.

 Путь изучения Слова Божия

Святоотеческая традиция чтения Св. Писания предполагает, что мы читаем Слово Божие для того, чтобы встретиться с самим Господом нашим Иисусом Христом. Но это невозможно в том случае, если мы поверхностно относимся к Слову Божию, читаем только для того, чтобы прочесть определенный объем текста, не размышляя над ним. Впрочем, и излишнее размышление, рассудочность грозит иногда стать самодостаточной, и интеллектуальная работа – подменить живое общение с Богом. Вместо самокопания с целью самоисправления Отцы предлагают нам обратиться с горячей мольбой к Тому, Кто единственный может  исправить наше сердце: «Стучите, и отворят вам». В таком молитвенном чтении важно именно то, что открывается человеку здесь и сейчас, как «насущный хлеб» на день.

Существует и традиция учебного чтения, когда ставятся вопросы, предлагаются решения, которые должны быть обоснованы авторитетными текстами. Такое чтение хорошо для научения, для того, чтобы прийти к единому пониманию веры.

Индивидуальное, групповое и литургическое чтение Св. Писания.

Разные формы чтения Св. Писания имеют свои особенности, которые необходимо учитывать.

Домашнее уединенное чтение располагает к размышлению и молитве.

Изучение Св. Писания в группе может частично заменить катехизацию, тогда его задача – научить правильному чтению Св. Писания и выявить всю гамму заложенных в тексте смыслов. Однако чтение в группе может быть и молитвенным, тогда целью будет услышать, что Бог говорит через данный текст и через братьев и сестер мне в данный момент.

Чтение Св. Писания за богослужением и следующая за ним проповедь должны служить к созиданию общины: здесь пастырь должен верно преподать учение Церкви и призвать к изменениям в жизни каждого индивидуально и общины в целом (применение того или иного метода, их сочетание зависит непосредственно от проповедника).

История церковного толкования Св. Писания

Остановимся несколько подробнее на методах толкования Св. Писания.

Разница в толковании Св. Писания может быть настолько широкой, что в еврейской традиции говорится, что у Торы – семьдесят лиц[19], т.е. семьдесят уровней смысла, по числу народов земли. Мы не сможем дать единственно верный смысл, и поиски такового неизбежно приведут к ереси (впрочем, конечно, следует отсекать то, что противоречит догматам Церкви).

Именно неисчерпаемая глубина смыслов Св. Писания обусловила то, что в истории Церкви существовали разные методы и даже школы толкования Св. Писания.

Конечно, проще всего видеть в библейском тексте только буквальный смысл. Так можно читать исторические книги Ветхого Завета, именно так нужно читать исторические повествования в Евангелиях и книгу Деяний.

Однако если так подойти, например, к Песни Песней, можно смутиться. На помощь приходит аллегория. В данной книге под Женихом будут понимать Бога, под невестой – Церковь или душу человеческую. Этот иудейский по происхождению метод используют св. Кирилл Александрийский, св. Григорий Нисский и другие.

Для первых христиан было важно найти пророчества, которые бы подкрепляли нашу надежду и веру, пророчества не только словом, но и ситуацией. Так, иудейская Пасха предвосхищает христианскую, манна – Евхаристию, в повествовании об Иосифе, Исааке или Моисее мы видим прообразы Христа, и т.д. Этот метод назывался теорией.

Безусловно, стремление к праведности, очищению и возвышению души также нашло свое проявление. Появляются моральные толкования, образцом для которых всегда останутся творения отцов-аскетов.

Наконец, с расцветом монашеской мистики появляются толкования, которые прозревают в текстах глубокие вещи о Боге, Царстве Божием. Этот метод получил название анагогии[20].

Впрочем, как замечает свт. Григорий Нисский, не стоит спорить о названиях методов, можно даже не знать их, действительно важно «держаться полезных разумений», т.е. понимать Св. Писание так, чтобы это приносило пользу душе.

Важно также отметить, что святоотеческие толкования никогда не были произвольными фантазиями на тему библейского отрывка, но гармонично сочетали буквальный и духовный смысл; и иначе быть не могло, потому что настоящие толкования – это не рассудочные размышления, а то, что открывается в чтении с молитвой, в меру следования заповедям Христовым.

Уровни восприятия библейского текста

Итак, мы увидели, что текст Св. Писания можно по-разному прочесть и истолковать.

Поверхностного чтения, которое позволяет лишь проследить сюжетную линию, отнюдь не достаточно. В каждом отрывке следует попытаться увидеть проблему, рассмотреть, какое решение она получает здесь, а также и в широком контексте Библии, – следует размышлять над проблемой. Важно также, чтобы то, что мы восприняли, не осталось сухой суммой знаний, чтобы наше чтение поднялось над интеллектом, а истины веры коснулись нашего сердца.

Наконец, самое главное: посеянное в нашем сердце должно принести свои плоды – остается претворить в жизнь то, что нам открылось.

На практике для этого можно использовать следующую последовательность[21]:

  1. Помолитесь, чтобы Бог помог вам понять прочитанное.
  2. Прочитайте текст.
  3. Подумайте над прочитанным, задайте себе несколько вопросов:
  • О ком и о чем идет речь в этих стихах?
  • Чему учит этот текст о Боге Отце, Иисусе Христе и Святом Духе?
  • Происходит ли нечто подобное в наши дни, или это относится только к библейским временам?
  • Есть ли здесь пример для подражания, повеление к действию или, возможно, предупреждение?
  • Имеется ли здесь обетование?
  • Какую истину открывает для меня сегодня Бог из прочитанного?
  • Какой стих мне следует запомнить?
  1. Если есть время, найдите другие отрывки Писания, которые могут помочь лучше понять прочитанное.
  2. Помолитесь. Просите Бога указать, в чем Вы должны раскаяться, как верить и быть послушным, как благодарить и прославлять Его, выскажите Богу свои просьбы.
  3. Примените. Как вы можете практически применить прочитанное?
  4. Поделитесь. Чем из того, что вы сегодня прочли, вы можете поделиться с другими людьми?
Ограничения толкования

Даже когда все правила толкования соблюдены, некоторые вопросы остаются не вполне понятными. Это не должно смущать нас. Смирение перед тайнами Божиими лучше бесплодных попыток прийти своим умом к тому, до чего мы еще не доросли. Такова позиция и святоотеческого богословия, и серьезных исследователей нашего времени[22].

Следует помнить, что основные истины, нужные для спасения, просты, и требуют не интеллектуального постижения, а претворения в жизнь.

Впрочем, не следует смущаться тем, что что-то удержано от нашего разумения до времени, – в нужный момент Дух Святой обязательно напомнит нам о прочитанном. Это «вклад», который принесет пользу в свое время.

Плоды слушания и исполнения Слова Божия

Спаситель наш говорит:

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28-30).

Всякого, кто слушает слова Его и исполняет их, Господь наш Иисус Христос уподобляет мужу благоразумному, чей дом построен на камне и не поколеблется вовек (Мф. 7:24-27). Такой человек освободится от страстей (Ин. 8:31-32), будет иметь радость (Ин. 15:10-11) и мир Христов (Ин. 16:33); Господь воскресит его в последний день (Ин. 6:40) и дарует в вечности наследие со святыми (Деян. 20:32).

Примерный регламент проведения групп по чтению Священного Писания

(выработан на совете ведущих Всероссийского молодежного лагеря «Феодоровский городок», подходит для чтения  с большим количеством участников) 

  1. В качестве ведущих групп приглашаем тех, кто имеет некоторый опыт чтения Св. Писания в группе. Проводим совет ведущих, где читаем отрывок в первый раз, изучаем комментарии.
  2. Проводим общее собрание, чтобы распределиться по группам. Просим всех желающих прийти без опоздания, чтобы группы были составлены равномерно и вовремя (желательно распределяться так, чтобы в одной группе оказались незнакомые друг другу люди).
  3. Начинаем чтения. Поскольку время ограничено, ведущие должны следить за временем и по возможности не сильно отклоняться от регламента. Что же касается содержательной части, оставим тревогу и положимся на Бога, ведь если что-то не совсем получается, мы только учимся.
  4. В конце возможно собрать молитвенные просьбы и помолиться молитвой по соглашению.

 

длительность
Предначинательные молитвы 4 мин.
Представления по кругу (очень кратко – имя, епархия, место учебы, работы, интересы) 10 мин.
Кратко напомнить:

·       Библия – это Слово Божие, важность молитвенного настроя

·       Регламент (говорить кратко, соблюдать порядок, молиться за говорящих)

5 мин.
Молитва перед чтением 1 мин.
Прочли текст, помолчали, обсуждаем

Следим, чтобы не сильно уклоняться от текста, не спорить, напоминаем о важности молитвы

40 мин.
Перечитываем снова. Что значимо в этом тексте лично для меня? (по кругу, по желанию, не комментируем) 10 мин.
Молимся, по общему желанию назначаем докладчика от группы (лучше не ведущего) 5 мин.
Доклад от каждой группы, что обсуждали, к чему пришли – по 3 мин. на докладчика 30 мин.
Проповедь священника 10 мин.
Сбор ведущих и желающих вести подобную работу для обсуждения чтений 20 мин.

 

 

Примерное содержание вступительной речи перед чтением

Дорогие мои!

Библию можно читать по-разному.

Можно приносить рюкзаки комментариев, разбирать за один раз по одному, а то и по половине стиха, и постоянно спорить.

Можно постепенно углубляться в текст, снимая слои смысла,– один за другим.

И все это благородные подходы. Однако бывает так, что это не дает нам радости. Один молодой человек рассказывал про себя, что, следуя таким путем в духовной жизни в целом, он пришел только к депрессии, потому что стал «головастиком» – человеком с очень большой головой и сердцем размером с грецкий орех. И исцелился он тогда, когда отказался от этого интеллектуализма и пошел служить слабым, бедным.

Тем, кому хотелось бы, чтобы на нем исполнилось то, что о чем говорит псалмопевец: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс.118:103), лучше подойти к чтению иначе, не интеллектуально.

Библия – Слово Божие, и понять Его можно тоже только с помощью Бога, с помощью Духа Святого. Однако безумием будет сказать: «Я сейчас в Духе». Мы можем только молиться о том, чтобы Он пришел и просветил нас, чтобы мы услышали Его через наших братьев и сестер. И это поразительно, как Бог иногда открывается нам. Мы немощны, у нас есть свои предрассудки, и бывает, что мы плохо относимся к кому-то из собравшихся. И чудо заключается в том, что иногда Бог говорит что-то для меня именно через таких людей.

Но как услышать Бога? Надо полностью замолкнуть и дать место молитве. Есть разные формы и методы молитвы, в том числе – молитва слушания. Первое, что в ней важно – это затихнуть. Всякий внутренний разговор должен прекратиться. Как в тексте Литургии говорится «Всякое ныне житейское отложим попечение»,  так и мы постараемся отложить тревоги, заботы, волнения, – все, что мы «принесли с собой».

Второе, что важно – это отложить всякое суждение. Не оценивать других и не оценивать себя. Говорить все, что приходит на сердце, не бояться – кому-то это может быть важно.

Единственное, чего не нужно делать – это поучать кого-то, «читать проповеди».

Говорить о Писании невероятно сложно, потому что оно – больше человека, и иногда бывает, что мы запинаемся, теряем мысль. Поэтому очень важно поддерживать друг друга, молиться за того, кто сейчас говорит.

Если у кого-то возник вопрос – не стремитесь дать на него ответ сразу же, реактивно, – вдумайтесь в него, помолитесь. Может быть, что некоторые вопросы и вообще останутся без ответа сегодня.

Часто в процессе чтения могут возникать паузы – не надо их бояться, ведь мы это время не теряем, а заполняем молитвой.

Чисто технически – нас много, поэтому говорим по возможности кратко, а за порядком (очередностью) следит ведущий (на больших группах он назначает очередность по поднятой руке). Ведущий на группе – это просто человек, который следит за порядком, не больше; если бы он мог, то передал бы это право другим.

Читаем мы до тех пор, пока не почувствуем, что уже достаточно (или: пока позволяет время).

Затем мы читаем отрывок про себя в последний раз и думаем, что лично для меня было важно в сегодняшнем тексте. Высказываемся кратко, по кругу, по желанию, и уже никто не комментирует сказанное.

После «последнего круга» переходим к сбору молитвенных просьб (или: будем благодарить).

Молитвы, которые могут быть полезны при чтении Св. Писания в группе
Молитва перед чтением Слова Божия

Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечныя, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел Оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе жития святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный.

Молитва по соглашению

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: “Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли о всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего Иже на небесех: где же два или трое собраны во имя Мое, ту есмь Аз посреде их”. Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим …, согласившимся просить тебя о… Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет воля Твоя во веки. Аминь.

О умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы. Тропарь, глас 4

Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Свидетельства Церкви о чтении Слова Божия

«Гибель народу без Слова Божия» Поучение старца Зосимы

(Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы»)

Други и учители, слышал я не раз, а теперь в последнее время еще слышнее стало о том, как у нас иереи Божии, а пуще всего сельские, жалуются слезно и повсеместно на малое свое содержание и на унижение свое и прямо заверяют, даже печатно — читал сие  сам,   —  что  не  могут они  уже теперь будто бы толковать народу Писание,  ибо мало у  них содержания,  и если приходят уже лютеране и еретики и начинают отбивать стадо, то и пусть отбивают, ибо мало-де у нас содержания.

Господи! думаю, дай Бог им более сего столь драгоценного для них содержания (ибо справедлива и их жалоба), но воистину говорю: если кто виноват сему, то на половину мы сами! Ибо пусть нет времени, пусть он справедливо говорит, что угнетен все время работой и требами, но не все же ведь время, ведь есть же и у него хоть час один во всю-то неделю, чтоб и о Боге вспомнить. Да и не круглый же год работа.

Собери он у себя раз в неделю,  в вечерний час, сначала лишь только хоть деток, — прослышат отцы, и отцы приходить начнут. Да и не хоромы же строить для сего дела, а просто к себе в избу прими; не страшись, не изгадят они твою избу, ведь всего-то на час один собираешь. Разверни-ка он им эту книгу и начни читать без премудрых слов и без чванства, без возношения над ними, а умиленно и кротко, сам радуясь тому, что читаешь им и что они тебя слушают и понимают тебя, сам любя словеса сии, изредка лишь остановись и растолкуй иное непонятное простолюдину слово, не беспокойся, поймут все, все поймет православное сердце! Прочти им об Аврааме и Сарре, об Исааке и Ревекке, о том, как Иаков пошел к Лавану и боролся во сне с Господом и сказал: «Страшно место сие», и поразишь благочестивый ум простолюдина. Прочти им, а деткам особенно, о том, как братья продали в рабство родного брата своего, отрока милого, Иосифа, сновидца и пророка великого, а отцу сказали,  что зверь растерзал его сына,  показав окровавленную одежду его. Прочти, как потом братья приезжали за хлебом в  Египет,  и  Иосиф уже царедворец великий,  ими не узнанный, мучил их, обвинил, задержал брата Вениамина, и все любя: «Люблю вас  и,  любя,  мучаю».   Ибо ведь всю жизнь свою вспоминал неустанно, как продали его где-нибудь там в горячей степи, у колодца, купцам, и как он, ломая руки, плакал и молил братьев не продавать его рабом в чужую землю, и вот, увидя их после стольких лет, возлюбил их вновь безмерно, но томил их и мучил их, все любя. Уходит  наконец от  них,  не выдержав сам  муки  сердца своего, бросается на одр свой и плачет; утирает потом лицо свое и выходит сияющ и светел и возвещает им: «Братья, я Иосиф,  брат ваш!» Пусть  прочтет он  далее о  том,   как  обрадовался   старец  Иаков, узнав, что жив еще его милый мальчик, и потянулся в Египет, бросив даже отчизну, и умер в чужой земле, изрекши на веки веков в завещании своем величайшее слово, вмещавшееся таинственно в кротком и боязливом сердце его во всю его жизнь, о том, что от рода его, от Иуды, выйдет великое чаяние мира, примиритель и спаситель его!

Отцы и учители,  простите и не сердитесь, что как малый младенец толкую о том, что давно уже знаете и о чем меня же научите,  стократ искуснее и благолепнее. От восторга лишь говорю сие, и простите слезы мои, ибо люблю книгу сию! Пусть заплачет и он, иерей Божий, и увидит, что сотрясутся в ответ ему сердца его слушающих. Нужно лишь малое семя, крохотное: брось он его в душу простолюдина, и не умрет оно, будет жить в душе его во всю жизнь, таиться в нем среди мрака, среди смрада грехов его, как светлая точка, как великое напоминание. И не надо, не надо много толковать и учить, все поймет он просто. Думаете ли вы, что не поймет простолюдин?

Попробуйте прочтите ему далее повесть, трогательную и умилительную, о прекрасной Эсфири и надменной Вастии; или чудное сказание о пророке Ионе во чреве китове. Не забудьте тоже притчи Господни, преимущественно по Евангелию от Луки (так я делал), а потом из «деяний апостольских» обращение Савла (это непременно, непременно!), а наконец, и из «Четьи-Миней» хотя бы житие Алексея Человека Божия и великой из великих радостной страдалицы, боговидицы и христоносицы матери Марии Египтяныни — и пронзишь ему сердце его сими простыми сказаниями, и всего-то лишь час в неделю, невзирая на малое свое содержание, один часок.

И увидишь сам, что милостив народ наш и благодарен, отблагодарит во сто крат; помня радение иерея и умиленные слова его, поможет ему на ниве его добровольно, поможет и в дому его, да и уважением воздаст ему большим прежнего — вот уже и увеличится содержание его. Дело столь простодушное, что иной раз боимся даже и высказать, ибо над тобою же засмеются, а между тем сколь оно верное!

Кто не верит в Бога, тот и в народ Божий не поверит. Кто же уверовал в народ Божий, тот узрит и святыню его, хотя бы и сам не верил в нее до того вовсе. Лишь народ и духовная сила его грядущая обратит отторгнувшихся от родной земли атеистов наших. И что за слово Христово без примера? Гибель народу без слова Божия, ибо жаждет душа его слова и всякого прекрасного восприятия.

Знание Писания приобретается не чтением комментариев, а очищением сердца. Авва Феодор, ученик преп. Пахомия Великого

(Писания преп. Иоанна Кассиана Римлянина, кн. 5, гл. 35)

Желающий понимать Писание должен заниматься не столько чтением толкователей, сколько очищением сердца от плотских пороков. Если сии пороки будут истреблены, то по снятии покрывала страстей душевные очи будут созерцать тайны Св. Писания. Ибо оно не с тем открыто от Св. Духа, чтобы мы его не знали; темно же оно от того, что душевные очи наши закрываются покровом пороков; а если им возвращено будет естественное их здравие, то и одного чтения Св. Писания достаточно будет для уразумения истинного смысла его, и не будет нужды в пособии толковников, подобно тому, как телесные глаза не нуждаются ни в какой науке для видения, если только они чисты и нет темноты. От того-то и у самих толкователей произошло столько разностей и погрешностей, что, приступая к толкованию Св. Писания, не заботятся об очищении духа: по причине нечистоты сердечной они не только не видят света истины, но еще придумывают много противного вере.

Правило касательно чтения Слова Божия. Святитель Тихон Задонский

Читающему книгу должно исполнить следующее:

1) Должен читать не много листов и страниц, ибо много про­читавшему не можно все выразуметь и в памяти содержать.

2) Ма­ло прочитывать и много рассуждать, что читается, ибо так лучше читаемое понимается и в памяти углубляется, и наш ум просвеща­ется.

3) Смотреть, что из читаемого в книге понятно, или непонят­но. Когда понимаешь, что читаешь, хорошо; а когда не понимаешь, оставь и далее читай. Непонятное или от следующего чтения изъ­яснится, или повторенным другим чтением, с помощью Божиею, прояснится.

4) Чего учит книга уклоняться, чего учит искать и де­лать, о том старайся, чтоб самым делом исполнять. От зла уклоняй­ся, и твори доброе.

5) Когда ум от книги будешь только острить, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги злейший будешь, нежели был; понеже злейшие бывают ученые и разумные дураки, нежели простые невежи.

6) Помни, что лучше любить по-христи­ански, нежели разуметь высоко; лучше красно жить, нежели крас­но говорить: «разум кичит, а любовь созидает».

7) Чему сам с помощью Божией научишься, тому и иных при случае любовно учи, дабы семя посеянное росло, и плод творило.

 

Список рекомендуемой литературы

Первоисточники

  • Св. Писание Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. (предпочтительно с комментариями и приложениями брюссельского издательства «Жизнь с Богом» – т.наз. «Библия с комментариями»)
  • Новый Завет на древнегреческом и церковнославянском языках
  • Новый Завет. Перевод под ред. еп. Кассиана (Безобразова). М., 1997 (самый точный, в некоторых местах буквальный перевод Нового Завета)
  • Новый Завет в современном русском переводе. Под ред. М.П. Кулакова. Заокский, 2002 (относительно точно передает мысль оригинала и при этом легко читается)
  • Под редакцией Лопухина А.П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Ветхого и Нового Завета. Стокгольм, 1987 (комментарий, отражающий святоотеческие толкования и состояние библейской науки на конец 19 в.)
  • серия «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII вв.» М., 2001- (интересная подборка цитат из древних авторов по каждой книге Писания)
  • Святоотеческие толкования. Систематические толкования на библейские книги можно найти у свт. Афанасия и Василия Великих, свт. Григория Нисского, преп. Ефрема Сирина, блаж. Иеронима Стридонского, свт. Иоанна Златоустого, свт. Кирилла Александрийского, блаж. Феофилакта Болгарского, свт. Феофана Затворника Вышенского. Отдельные темы развиваются в проповедях (гомилиях) других отцов, в догматических сочинениях.
  • Особо хочется обратить внимание на желательность знания житий святых и аскетических творений (Древний патерик, Душеполезные собеседования аввы Дорофея, Творения преп. Иоанна Кассиана Римлянина, Лествицу, работы свт. Феофана Затворника, свт. Игнатия Брянчанинова, письма Оптинских старцев, Дневник о. Иоанна Кронштадтского, «Записи» о. Александра Ельчанинова, слова старца Паисия Афонского и пр. – это помогает читать Писание деятельно.
Вспомогательная литература по Новому Завету
  • архиеп. Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Любое изд. (краткое базовое пособие, представляющее собой конспект дореволюционных учебников; ценность – в опоре на святоотеческие толкования)
  • митр. Антоний Сурожский. Воскресные проповеди. Минск, 1996 (подходит для ознакомления с Воскресными Евангелиями, пример современной проповеди)
  • Баркли У. Серия комментариев на Новый Завет. 1985 (протестантская серия, помогающая лучше понять культурный контекст Евангельских событий и связать текст с сегодняшним днем)
  • Барсов М. Четвероевангелие. Деяния. Толкование и руководство к изучению. Любое изд. (подборка обширных цитат из святых отцов и дореволюционных исследователей, разъясняющих и углубляющих понимание текста)
  • Браун Р. Введение в Новый Завет. В 2 тт. М., 2007 (современный учебник, последовательно по тексту, кратко и точно передающий основные выводы западных исследований Нового Завета)
  • Даули Т. Библейский атлас. М., 2003 (атлас, содержащий карты, начальные сведения по географии, климату, путешествиям)
  • еп. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. М., 2001 (оригинальный авторский учебник, отражает состояние библейской науки середины 20 века и собственные исследования автора)
  • Мень А., прот. Сын Человеческий. 4 издание, Его же. Первые апостолы. (литературное изложение Евангелия и Деяний, в приложениях – очень хорошая библиография)
  • Комментарии к греческому тексту (Евангелие от Марка, Луки, Послание к Римлянам). Издание библейско-патрологического центра Крутицкого Патриаршего Подворья. М., 2004 и дал. (реферат качественных зарубежных научных исследований, позволяющий лучше понять буквальный смысл текста и культурные реалии библейского времени)
  • Новый библейский словарь Ч.2. Библейские реалии. С.-Пб., 2001 (лучший справочник по географии, культуре и быту библейских времен)
  • Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М., 2006 (современный и интересный учебник, книги разбираются тематически, а не последовательно по тексту)
  • Симфония на книги Ветхого и Нового Завета (позволяет быстро находить интересующее место Писания по определенному слову)
  • Словарь библейского богословия под ред. К. Леон-Дюфура и др. К.-М., 1998 (емкие тематические статьи, опирающиеся непосредственно на текст)
Вспомогательная литература по Ветхому Завету
  • Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988 (рассматриваются ключевые темы Ветхого Завета в связи с Новым)
  • Егоров Г., свящ. Священное Писание Ветхого Завета. М., 2007 (очень простое по языку и снабженное удачно подобранными святоотеческими примерами введение, автор принципиально игнорирует проблемы библейской критики)
  • Ла Сор У.С. и др. Обзор Ветхого Завета. Одесса, 1998 (консервативный протестантский учебник, удачно сочетает современные данные по истории, археологии и библейской критике)
  • Мень А., прот. Исагогика. М., 2000 (написанный хорошим литературным языком, это наиболее удачный учебник на русском языке, учитывающий святоотеческую экзегезу и современное состояние библейских исследований)
  • Шураки А. Повседневная жизнь людей Библии. М., 2004 (культура и быт Израиля в царский период, художественное повествование)
  • Видеокурс «Мир Библии»
Библейские компьютерные программы
  • Цитата из Библии (BibleQuote). Позволяет сравнивать различные переводы, осуществлять поиск, имеет модули комментариев (например, полное издание трудов свт. Иоанна Златоуста, комментарии под ред. Лопухина и Баркли)
  • Библейский компьютерный справочник. Компактная, быстрая программа с интеллектуальным поиском по Синодальному переводу.
О методике чтения и деятельности группы
  • Басин И. Чтение Священного Писания. Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви. М., 1996 (сборник свидетельств из житийной литературы)
  • Бьянки Э. Молитвенное чтение Священного Писания. М., 1997 (описана методика молитвенного чтения по святым отцам)
  • Ванье Ж. Община – место прощения и праздника. Новосибирск, 2000 (изложен опыт общинной жизни основателя движения «Ковчег», где в небольших общинах здоровые люди живут с умственно неполноценными)
Интернет-поддержка
  1. www.predanie.ru – православный mp3-архив с форумом, где можно найти дополнительные материалы и методики
  2. http://www.biblecenter.ru – поиск по Библии
  3. www.pagez.ru – поиск православных текстов в Интернете
  4. www.biblegroup.ru – сайт группы Евангельских бесед на Крутицком Патриаршем Подворье

[1] С клироса начиналась община Высоко-Петровского монастыря под руководством преподобномуч. Игнатия (Лебедева); клирошане составили и первоначальный актив общины св. прав. о. Алексия Мечева

[2] Именно так действовал священномуч. Сергий Мечев в отношении кружков РСХД

[3] См. подр. Исх. 4:13, Лк. 5:8, Ин. 3:25-30, Ин. 14:1-17, 1 Петр. 5:1-6

[4] С руководства подобным кружком начинал деятельный пастырь, священномуч. Владимир Амбарцумов

[5] Таков опыт общины о. Сергия Савельева

[6] См. подр., особенно 1 Тим. 3:1-13

[7] Евр. 3:13, Гал. 6:1, Иуд. 1:23, Еф. 5:11, Мф. 18:15

[8] См. подр., напр., Дж. Макдауэлл, Неоспоримые свидетельства. (любое изд) или приложения к книге прот. А. Меня. Сын Человеческий. (любое изд).

[9] см.: преп. Варсонуфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, Ответ 1

[10] см.: свт. Игнатий Брянчанинов. О чтении святых Отцов./ Аскетические опыты, т. 1

[11] см.: преп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица, 27:10; ср. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцов, об авве Пимене, 8

[12] см.: священномуч. Петр Дамаскин. Кн. 1, о рассуждении/ Добротолюбие, ч. 3

[13] см.: авва Дорофей. Сказание о блаженном отце Досифее/ Душеполезные поучения

[14] см.: преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Кн. 5, гл. 34

[15] см.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых блаженных отцов.  Об авве Епифании, 9

[16] см. также: преп. Нил Синайский. О чтении и  молитве, гл. 3

[17] см.: правило 140 Устава преп. Пахомия Великого

[18] см., напр.: свт. Григорий Нисский. О надписании псалмов.

[19] Бамидбар рабба [комментарий на книгу Чисел] – 13:15

[20] Пример извлечения всех четырех смыслов из одного отрывка см. в: Авва Нестерой. О духовном знании / Писания преподобного отца Иоанна Кассиана Римянина. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993

[21] Из руководства для чтения в «Обществе друзей Священного Писания»

[22] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцов. Об авве Антонии, 15; архим. Кассиан (Безобразов). Церковное Предание и Новозаветная наука / Живое Предание. М., 1997 – с.192-193.

Скачать: Евангельские чтения Методическое пособие В.Стрелов