Как ранее сообщалось в информационном агентстве «ДНЕСЬ. Насущные новости», храм Живоначальной Троицы в Останкино, который восстанавливается в рамках “программы-200”, будет иметь электронную звонницу. Хорошо это или плохо? Специально для «ДНЕСЬ» ситуацию прокомментировал старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Васильевич Коновалов. 
«Всё чаще и чаще поступают тревожные вести о том, что в том или ином храме и даже в монастыре на колокольне установлен так называемый “Электронный звонарь”. Это электро – механическое создание рук человеческих бесспорно удобно! Нажал соборянин на кнопочку собственного мобильного телефона и с высоты яруса звона раздался благовест и трезвон. Современная компьютерная техника и технология позволяет зафиксировать несколько десятков записанных в электронном виде колокольных звонов. Казалось бы, всё очень хорошо, звон будет раздаваться, не смотря ни на что. Можно сказать даже больше, электронная шарманка не собьется с ритма, не наделает ошибок и т.д. и т.п. Вездесущие и проворные изготовители этого устройства вам объяснят, что они не выступают против традиционных колокольных звонов, в исполнении звонаря, они оставляют возможность исполнения звона, как в ручную, так и при помощи устройства. Казалось бы всё хорошо! Все довольны! Но это на первый, поверхностный взгляд. 

В нашей северной столице большая часть тяжелозвонных колоколен уже обслуживается системой “Электронный звонарь”. Это касается прежде всего главного храма С-Петербурга-Исаакиевского собора, где установка “Электронный звонарь” каждый день по полудни приводит в движение язык второго благовестника и с высот соборных колоколен раздаётся мерная, медленная череда тихих толчков языка в звуковое кольцо колокола. При сих звуках создаётся впечатление хода траурной процессии. Контрастом этого новшества, с другой стороны Невы звучит полуденный выстрел, произведённый одной из двух гаубиц Д-30 калибром 122 мм. 1968 и 1978 изготовления, после сего торжественно играют четверти и часы на колокольне Петропавловского собора и звучат мелодии Российских гимнов “Коль славен” “Боже Царя храни”. Это сочетание грома пушечного выстрела, боя курантов и игра мелодий ни кого не оставляет равнодушным и надолго запоминается! 

В богослужебной практике картина гораздо печальнее. В церковном уставе, в типиконе сказано, что параэклиссиарх «приходит к предстоятелю, знаменуяй приходом своим время клепания». Благовест предваряется тремя редкими ударами в определённый колокол-благовестник. Между этими ударами звонарь трижды читает молитву “Богородице Дево радуйся”. Во время благовеста, звонящий творит установленные молитвы, часто читается пятидесятый псалом, неспешно двенадцать раз, что зачастую и определяет время благовеста. Таким образом, живой, исполняемый звонарём с молитвой, колокольный звон предваряет и сопровождает богослужение в Русской Православной Церкви. 

Зачастую следуют доводы в защиту использования устройства “Электронный звонарь”. Говорят, что некому звонить, нет звонаря, вообще ни кого нет и т. д. Но, если богослужение совершается, значит в храме, по крайней мере, есть священник, несколько человек хора и ещё кто-то… Почему даже священник не может, не поднимаясь к колоколам, за спущенную сверху верёвку произвести хотя бы краткий благовест? Известно, что даже краткого благовеста, исполненного с молитвой вполне достаточно для распространения Благой вести о нашем спасении и начале богослужения! Так, на многих архивных фотографиях видны верёвки от колокольных языков, спускающиеся вниз с ярусов звона для благовеста. Сейчас в России есть множество школ, где на разных уровнях обучают колокольным звонам, существуют даже несколько колокольных центров, где можно получить информацию о колоколах и звонах, как и прежде, так и сейчас множество колоколен оборудовано колоколами, и местные звонари ни когда не откажут любому желающему обучиться звонам. С 1986 года по 1992 годах в Московский Данилов монастырь шёл постоянный поток желающих обучиться колокольным звонам, тоже происходит ныне и в Храме Христа Спасителя. 

От первых христианских общин в Святом Православии в храмах и при богослужении не допускались ни какие музыкальные, тем более механические инструменты. Именно молитва в звуке, в бронзе создала на Руси дивное и вечное искусство живого колокольного звона. Так отчего же в последние времена нам всё чаще пытаются навязать различные подмены, начиная от титановых гонгов и там – тамов, заканчивая электронными шарманками?»