НАЙТИ СЕБЯ И СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ. ФИЛЬМ «КТО ТЫ?» ЛЮБОВИИ МАРЕЦКОЙ

24 ноября 2022 года в московском кинозале Digital Loft состоялась премьера кино-проекта «Кто ты?» режиссёра и автора Любови Марецкой.

Фильм повествует о жизни и деятельности трех главных героев – двух иконописцев – Марзоева Самсона, Олланы Айларовой и священника – иерея Георгия Дзеранова, живущих в столице Осетии – Владикавказе. Эти люди нашли себя и счастливы, в фильме они размышляют о своем пути и выборе.

Фильм также посвящен празднованию 1100-летия Крещения Осетии-Алании и раскрывает историю развития иконописных школ в Осетии, традиции и наследии осетинского народа.

Любовь Марецкая рассказала изданию ДНЕСЬ. Насущные новости о создании фильма.

– Люба, как пришла идея снять фильм?

– Идея проекта родилась во Владикавказе, я переехала туда из Луганска. В Луганске жизнь более быстрая, а на Кавказе – спокойная и умеренная, там другой менталитет. Сначала я открыла там театральную школу и столкнулась с тем, что многие люди не верят в себя. Это проблема Кавказа. Человеку 18 или 20 лет, он принимает тот факт, что у него ничего не получится. Это страшно. О каком развитии можно говорить, если человек не хочет ничего добиваться. Такие люди несчастны, они подвержены унынию и апатии, у них нет стимула к жизни.

Люди, которые нашли себя – счастливы, даже не имея больших денег, они довольствуются малым – живут в своей семье, развиваются в своем деле. Это и есть залог счастья, когда человек становится уникальным в своем деле, он нашел себя.

– Почему одни верят в себя, и несмотря ни на что, добиваются целей, преодолевая препятствия, а другие изначально не верят?

– Я скажу про Кавказ, там многие люди думают, что без родственников ничего не получится, без денег ничего не сделаешь. Но это стереотипы, которые сидят в голове, и главное от них освободиться. Посыл моего фильма состоит в том, что можно с нуля захотеть и сделать, а все остальное приложится. Просто сделай первый шаг. Главное – это вера, все остальное приложится. А если ты сам не веришь, кто тебе должен помогать?! Препятствий много, даже когда ты веришь и делаешь, но эти препятствия воспринимаются по-другому. Ты воспринимаешь их как ступени для роста. А когда ты не веришь и не хочешь ничем заниматься, каждое препятствие как каторга, которая все больше вводит в уныние.
Я верю в развитие России, что наша страна встанет на ноги, станет сильной, мне кажется, что мы должны поверить в себя, и вообще в страну, и у нас все получится.

– Дальше ты планируешь снимать фильмы?

– Вообще, мы запланировали целый цикл, где затрагиваем 8 тем. Фильм «Кто ты?» – первый фильм про религию. Дальше будем снимать серии, посвященные культуре, науке, туризму, сельскому хозяйству, ремеслу, спорту, медикам и спасателям. Мы нашли уникальных людей из этих областей. На их примерах мы хотим показать, как люди с нуля добивались успеха, преодолевали препятствия, стали в итоге теми, кем они являются.

Некоторые фильмы из этого цикла уже сняты, но не смонтированы. Мы снимали в основном летом, фильмы задумывались по 20 минут, но «Кто ты?» стал самым длинным – 39 минут, так как тема 1100-летия Крещения Алании немного изменила концепт.

– Расскажи об этом поподробнее…

– В 2022 году отмечается 1100-летие Крещения Алании. В Осетии проходили различные мероприятия. Я поняла, что нахожусь в гуще этих событий, мне захотелось всем этим поделиться.…Так получилось, что когда фильм «Кто ты?» был почти готов, я не знала, как его закончить, не было логического завершения. И вот перед сном я ложусь и говорю: «Господи, помоги закончить фильм». Через пару часов я открываю интернет и вижу, что во Владикавказ утром приезжает Патриарх Кирилл, чтобы принять участие в торжествах и освятить Кафедральный собор св. Георгия Победоносца. Вообще, меня не должны были пропустить на службу, но я туда попала, и видео этого события мы включили в самый конец фильма – это стало логическим завершением фильма.

– Во время съемок у тебя выработался алгоритм, как человеку поверить и найти себя?

– Чтобы человек поверил, в его жизни должно что-то произойти. Пока он находится в зоне комфорта, он никогда из нее не выберется, самому это сделать сложно. Может, мой фильм является тем элементом, который выбьет человека из обыденной жизни. Если посмотреть с другой стороны, чрезвычайные происшествия нас оберегают от худшего, чтобы мы не ушли туда, где бы на нас, образно, упала сосулька, и мы бы погибли, а тут мы просто упали и поцарапались. Я бы хотела, чтобы посмотрев мой фильм, человек подумал, обрел веру и захотел что-то изменить в своей жизни. Остальное он найдет.
Нужно прекратить себя оправдывать, когда человек оправдывает себя – я не делаю, потому что… – это тянет вниз.

Мы живем двумя мирами, когда одни воспринимают умом, пытаясь все оценить, оправдать, найти объяснения, а люди сердца живут верой и чудесами, у них в жизни много всего происходит, они не ищут оправдания или подтверждения. Мне кажется, что нужно приоткрыть сердце, а сердце приоткрывают наши добрые дела – любовь к ближнему, забота о ком-то.

А еще, нужно во что-то поверить. Кому-то в Бога, кому-то в новогодние чудеса, это тоже приоткроет сердце, которое подскажет, что хочет.

– Если человек верующий, он должен к Богу обращаться…

– Это в идеале. К сожалению, верующих людей немного, сейчас стало модно быть атеистом, но как мне сказал отец, протоиерей Владимир Марецкий – атеисты тоже верующие, они верят в то, что Бога нет. Мы все во что-то верим. Вера не дает человеку упасть, возвышает, делает людьми.

– Ты себя нашла?

– Я считаю, что нашла, когда я снимаю фильмы, пытаюсь показать, что внутри меня, когда монтирую, я получаю огромное удовольствие, даже когда я очень сильно устаю, все равно счастлива. Я считаю, тоже самое испытывают мои герои. Конечно, мне нужно учиться, набираться опыта в съемках и монтаже.

– Кто тебе помогал снимать фильм?

– Я проводила съемки сама. Когда выхожу на площадку, я максимально погружаюсь в процесс, происходит симбиоз, когда герой раскрывается и делится самым сокровенным, о чем раньше не рассказывал, я пытаюсь тихо и спокойно заметить эти моменты и снять их. А если нанять другого оператора, это будет что-то другое, его видение. А я все-таки пытаюсь снять свое авторское видение, что я чувствую. Нас всех отличает внимание. На площадке может быть много разных операторов, все они снимут по-разному. Тоже самое при монтаже. Я, наверное, слишком ревностно отношусь к своему проекту, и глобальные процессы приходится брать на себя. Свет и звук выстраивает моя команда, монтаж весь на мне, это очень серьезный процесс, своего рода волшебство. Когда мы монтировали фильм происходили чудеса, много необъяснимых фактов, в связи с которыми выстроилась та структура фильма, которую вы увидели… Сейчас многие люди помешаны на эффектном визуале, а я понимаю, что это будет отвлекать от сути, пусть будет самая простая склейка, но главное это информация, и эту информацию мы усиливаем визуалом…

– Как ты выбирала героев?

– Тоже чудесным образом. С одной из главной героинь иконописцем Олланой Айларовой я познакомилась, когда только приехала в Осетию, я часто была у нее в мастерской, меня всегда поражало, как она создает иконы, мы с ней подружились, она очень глубокий человек. Когда в 2017 году мы задумали снять этот фильм, Оллана была там героиней, но проект не получилось реализовать, я от него отошла, чтобы переосмыслить и прийти к тому, что есть сейчас. Когда я пришла к архиепископу Владикавказскому и Аланскому Герасиму брать благословение на героев фильма, он благословил Оллану Айларова, Самсона Марзоева и иерея Георгия Дзеранова.

Самсон Марзоев – первый иконописец в Северной Осетии, учувствовал в росписи множества храмов, среди них церковь Новомученников и Исповедников Российских в Беслане. Его преподавателем был Александр Солдатов, совместно с которым они расписали 8 храмов. Иерей Георгий Дзеранов – ключарь собора Георгия Победоносца во Владикавказе, возглавляет молодежный отдел Владикавказской и Аланской епархии.

– Люба, на премьере ты была на костылях, как ты сломала ногу, и как это помогло тебе при монтаже?

– В тот момент каждый день были съемки, мы снимали в горах разных участников проекта. Я очень сильно уставала и понимала, что необходимо сесть за монтаж, но все не садилась. И в этом бешеном ритме я выходила из маршрутки, а водитель просто захлопнул дверь, моя нога осталась в маршрутке, маршрутка тронулась. Резкая боль. У меня в голове сразу пронеслась мысль: «Это чтобы ты не бегала, а села монтировать фильм». Я допрыгала до больницы, мне сказали, что порваны связки, еще месяц я ходила на своей ноге, а перед премьерой в Москве она у меня очень сильно разболелась. Я опять пришла в клинику, мне сказали, что у меня перелом со смещением, и если бы я в тот момент не обратилась к врачу, были бы очень серьезные осложнения. Господь очень сильно вразумил этим переломом, благодаря этому мое внимание собралось на 95 процентов, все остальное я просто вычеркнула, и в голове у меня был только монтаж.

– Расскажи о своих дальнейших жизненных планах?

– В первую очередь, закончить этот проект на Кавказе, мы привязаны к гранту, мы выиграли гранты Президентского фонда культурных инициатив и Росмолодежи, без этой поддержки я не смогла бы снять этот фильм. Благодаря этому мы приобрели технику. Показ в Москве также прошел при поддержки Президентского фонда культурных инициатив. Вообще, я бы очень хотела пожить в Питере, чтобы культурно там обогатиться, попасть в подмастерье к кому-нибудь из режиссеров, набраться опыта. В Питере каждое здание веет историей, благородство витает в воздухе. Когда прошлой зимой я приехала в Питер, я почувствовала, что это величие мне хочется впитать в себя. Это мои ближайшие планы, чтобы набраться опыта, получить культурную базу.

Источник: Днесь.Новости