В реставрационной мастерской Новосибирского художественного музея восстановили православный крест XIX века.
По одной из версий, этот крест является «запрестольным», по другой – «выносным».
Деревянный крест XIX века – один из наиболее ярких экспонатов музея епархии в Новосибирске. Однако одно время состояние креста оставляло желать много лучшего. Требовалась реставрация, причем весьма серьезная – это было понятно даже неспециалистам.
Татьяна Геннадьевна Щеглова, художник-реставратор станковой темперной живописи Новосибирского государственного художественного музея рассказала, что когда впервые увидела экспонат, даже растерялась. Она сразу оценила его состояние как аварийное.
«Крест какое-то время хранился неправильно, находился в помещении без должного температурно-влажностного режима и явно был подвержен резким перепадам и долгому воздействию слишком высокой для произведения темперной живописи температуры, — говорит художник-реставратор. — На кресте с двух сторон не только присутствовали многочисленные вздутия левкаса и красочного слоя с утратами и угрозой дальнейших осыпей, но и имелись трещины в самой основе, нуждающиеся в восполнении древесины».
На косой перекладине требовалась подклейка отщепа. Было повреждено и покрытие боковых сторон креста. Для того, чтобы перенести крест в реставрационную мастерскую, пришлось временно защитить его поверхность при помощи так называемой профилактической заклейки из папиросной бумаги.
Татьяна Щеглова укрепила левкас, восполнила утраченные фрагменты и восстановила живопись. Щели между перекладинами креста были заполнены смесью из древесных опилок, с добавлением волокон пеньки вымоченной в рыбьем клее.
По словам Татьяны Геннадьевны, на кресте были выявлены инородные записи, как вполне профессиональные, так и кустарные, выполненные и темперой, и масляными красками.
То есть в разное время изображения на кресте уже восстанавливали и поновляли, причем в этой работе участвовали по крайней мере четыре художника; это реставратор определила по разным стилям написания.
«Видны четыре разных стиля, самые поздние и непрофессиональные записи, выполненные маслом, были частично удалены во время сложных реставрационных работ, и далее живопись восстановлена аналогично стилю близлежащего профессионального письма.
Потому что очень важно, чтобы стиль написания был единым или, по крайней мере, восстановленное изображение не отличались по стилю от соседних фрагментов», – говорит Татьяна Геннадьевна.
Художник-реставратор признается, что в связи с перечисленными выше трудностями, работа была особенно кропотливой, требовала повышенного внимания, но в результате запрестольный крест удалось полностью восстановить.
«К сожалению, история этого креста мне неизвестна. Однако он, как и любая старинная икона, представляет историческую и материальную ценность. По одной из легенд, этот крест появился в Новосибирске в начале 20-го века. Его привезли из Москвы вместе с ценной иконной. Тогда происходило распределение ценностей по всей стране», — добавила Татьяна Щеглова.
Сейчас крест находится в Епархиальном музее Новосибирска.