В первое воскресенье Великого поста, 8 марта, верующие празднуют Торжество Православия. 
Трудно представить, что в Византии, первом в мире христианском государстве, откуда пришли к нам православная вера и церковное искусство, объявили войну иконам. Тем не менее так и произошло. 

Чтить святые лики и молиться перед ними официально запретил в 730 году сам император. Его единомышленники сослались на ветхозаветную заповедь: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Священные изображения приравняли к идолам. 

В течение столетия были уничтожены тысячи икон, храмовых фресок, мозаик, алтарных росписей. Сожжены мощи сотен христианских подвижников. Иконоборчество распространилось по разным странам. Противников сажали в тюрьмы и даже казнили. Церковь тогда пострадала больше, чем во времена римских императоров — гонителей христиан. 

Все вернулось на круги своя лишь в 843 году на Константинопольском соборе. Созвавшая его царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!» Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском храме в первое воскресенье Великого поста. 

На протяжении Четыредесятницы и трех первых дней Страстной Седмицы нас сопровождает великопостная молитва Ефрема Сирина. Она звучит в храме, а также включается в домашнее правило. Читается с земными поклонами: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (поклон). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему (поклон). Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь (поклон)». 

В чине Торжества Православия, который служат после Литургии, утверждается победа над когда-либо существовавшими ересями и расколами. Благословляются живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии. Провозглашается анафема тем, кто тяжко согрешил перед церковью. 

Источник