В поселке Горняк в Донецке строится храм Святых Царственных мучеников, настоятелем которого является протоиерей Виктор Педченко.
Строительство храма Святых Царственных мучеников идёт с 2006 года, однако до сих пор храм так и не достроен, хотя внутри полностью готов, давно идут службы, но не хватает денег на наружные работы по штукатурке храма и отделки внешнего вида, а непрекращающаяся война на Донбассе не способствует завершению строительства.

Место под храм было выбрано промыслительно. До храма на этом месте сначала находилась больница, где лечили человеческое тело, потом пустырь и свалка, куда люди годами со всего района свозили мусор, но каждый раз, проезжая мимо этого места, отец Виктор останавливался и, крестясь, молился перед будущим храмом.  

«Окружающие люди, наверное, думали, что у меня с головой не все в порядке, раз я крещусь на мусор, но в этом-то и заключалось чудо, — шутит отец Виктор. — Священникам иной раз дано знать больше обычного человека, но и спрос больше. Мой собственный поступок стал и для меня откровением, но душа звала, и Господь управил так, что именно на этом месте был построен храм — русский исполин».

Отец Виктор все время сравнивает свой храм с богатырем, который еще лежит на земле, но уже оперся на локоток, внутренне собран и готов подняться, принять бой с духами злобы поднебесной.

«Ему бы встать на ножки, вот бы он порядок навел! — говорит он. — Сначала я нервничал из-за затянувшейся стройки, волновался, но сейчас смирился, успокоился. Если человеку сразу дать многое, это может стать серьезным испытанием для него. У человека может проснуться жадность, злоба, коварство, обидчивость. Так и здесь: раз не получается построить храм быстро, значит, на это есть воля Божья, но мы потихоньку карабкаемся».

У отца Виктора Педченко пять детей. Когда он только начинал строить храм, дети были совсем маленькими, а теперь трое его сыновей — тоже священники, а дочь — матушка, есть еще младший сын Николай, которого назвали в честь царя Николая, ему сейчас всего девять лет.
«Это наш последыш, Господь явил чудо. А самое главное чудо, что у нас получилась такая духовная семья», — говорит отец Виктор.

«И ТЕБЕ ПОРА, СЫНОК!»

Отец Виктор стал священником долгожданно-неожиданно, в тридцать лет. К тому моменту он успел поработать в шахте, отслужить в армии, закончить Гнесинское училище, побыть солистом Ансамбля песни и пляски и Донецкого оперного театра и в итоге стал руководить хором в Покровском храме в селе Старомихайловка.

Но его жизнь резко изменилась, когда в храм, где он работал, приехал старейший на Донбассе митрополит Донецкий (сейчас на покое) Иоаникий (Кобзев) и заметил молодого регента.

«И вот я зашел в алтарь к владыке Иоаникию, а он вдруг спрашивает, сколько мне лет? Я отвечаю: «Тридцать». А он говорит: «Христос в 30 лет вышел на проповедь. И тебе пора, сынок!». Честно говоря, я этого не ожидал. У нас с матушкой уже было четверо детей, жили мы бедно. Ночку мы не поспали, поплакали, подумали, помолились, а на утро я ответил, что готов. Я понял, что Господь призывает меня. Призвание  — это не то, что человек хочет или не хочет, может или не может. Хочу в одном институте учиться или в другом. Господь призывает, а человек откликается или нет. И я поехал в Луганск, где меня рукоположили. Некоторое время я находился при владыке диаконом, потом уехал в Донецк, где служу уже 30 лет», — продолжает отец Виктор.  

Сначала он служил в кафедральном соборе в поселке Ларино, затем в Успенском и Свято-Николаевском храмах в поселке Григорьевка, затем в Успенском соборе в поселке Рутченкого, в Старомихайловском соборе, где был регентом, и вот уже двадцать один год является настоятелем Благовещенского собора и параллельно строит храм Святых Царственных мучеников.

Надо сказать, что в Донецке уже есть храм Новомучеников и исповедников Российских, но царский храм на весь Донбасс только один, который строится при настоятельстве священника Виктора Педченко. И название для храма священник выбрал неслучайно.  

На протяжении всей жизни царственные мученики являли много утешений и чудес отцу Виктору, правда, об этом он старается много не говорить.

«Это сокровенное, люди по-разному реагируют, откровения были лично для меня, о таких вещах нельзя говорить, а я грешник», — скромно отзывается о себе отец Виктор.

По словам священника, на Донбассе, как в промышленном и ссыльном регионе, в людях старались напрочь убить веру. В советское время в Донецке было открыто несколько храмов, но у отца Виктора ещё в детстве сформировалось свое личное отношение к царю Николаю II.

«Я помню, в молодости купил серебряный царский рубль, проделал в нем дырочку и на себя повесил образ царя-батюшки. Некоторые с насмешкой называют меня монархистом, а я не знаю, что они вкладывают в это понятие. Я в самом лучшем смысле являюсь почитателем царской семьи, это очень близко мне. «Кругом трусость, измена и обман», —говорил царь, и его путь похож на путь Христа, Которого тоже все предали».  

Но, по глубокому убеждению отца Виктора, в этом вопросе главное — не впасть в прелесть, потому что, когда начинают говорить о царе, почему-то игнорируют все остальное, а это сектантство, хотя царская власть, по мнению священника, самая лучшая, которая возможна в России.  
«Когда мы читаем 13 кондак из акафиста царю-мученику Николаю II, который благословлен православными архиереями, там есть прошение о том, чтобы Господь по молитвам Николая II «возстановил царство православное в страждущей стране Российской». Если это была самая лучшая власть, о чем можно еще мечтать! Русский народ не признает ни генеральных секретарей, ни кого-либо еще, мы уже прошли через все, человеку без Божией помощи трудно руководить огромной страной, но если он помазанник Божий, православный царь  — это залог успеха».

ПОЛОВИНА СЕРДЦА — В РОССИИ, ПОЛОВИНА —  НА ДОНБАССЕ

Говоря про «наш народ», священник не разделяет русских и украинцев, для него это один народ. Его мама — украинка из Харьковской области, отец — сибиряк из города Читы.

«Я считаю себя русским, но умею говорить и по-украински, люблю украинские песни, когда поступал в Гнесинку, я приехал на экзамен в вышиванке и пел перед комиссией украинские песни. Я сдал экзамены мгновенно и попал на кафедру к заведующему вокальным отделением В. Н. Стулову. К сожалению, сейчас все по-другому. Предвзятое отношение к царю-батюшке, и даже не знаю, как это скажется на жизни в нашем регионе, а ведь мне нужно ездить в Святогорскую Лавру, Киев и Почаев, пересекать границу!» — скорбит священник.

Дело в том, что 8 сентября 2019 года на территории храма Святых Царственных мучеников при непосредственном участии фонда сохранения культурного и исторического наследия «Возрождение», учредителем которого является Михаил Блинников, а также совместно с проектом «Аллея Российской славы» и духовно-патриотическим объединением «Великая Русь» был установлен памятник Николаю II. И что тут началось! Украинские издания запестрели заголовками, что «в оккупированном Донецке боевики ДНР открыли памятник Николаю II и ждут от Бога воскрешения царской власти».

«Это главный показатель того, что мы сделали правильное дело. В августе 2017 года в Новосибирске на территории Александро-Невского собора разбили лицо у памятника цесаревичу Алексию Романову. У кого только рука поднялась! Если зло восстает против царя и царственных мучеников, значит это — правда. Зло по своей природе агрессивно, оно нападает, а правда вынуждена защищаться. Это духовный закон», — говорит отец Виктор.

Сейчас информационный шум вокруг этого события утих, а памятник  Николаю II стоит и радует глаз и души верующих.
«Я прихожу в храм ранним утром, когда еще рассвет, птички поют, останавливаюсь у памятника Николаю II и тихонечко разговариваю с ним. Замечательный мастер сотворил не просто бюст, а памятник от слова «память», который дает возможность не забывать и помнить о царе. Прихожане после воскресной службы читают акафисты у образа. Это незабываемое событие, у всех чувство, что в храм пришел сам царь», — поделился впечатлениями священник.

«МУЧЕНИЧЕСКИЙ ХРАМ ЦАРЯ И МУЧЕНИЧЕСКАЯ СТРОЙКА»

«Даже обои на кухне поклеить трудно, что говорить о строительстве храма регионального значения! — с легкой грустью говорит отец Виктор. — Строители позолотили купола, но не успели доделать внешний вид храма, ведь у нас народная стройка, что, с одной стороны, хорошо, но с другой — никто ни за что не отвечает. Подумать только, за все это время сменилось девятнадцать официальных архитекторов в храме — кто-то до этого макдональдсы строил, кто-то копры на шахтах — а настоящих строителей, которые хотя бы один храм построили, не было! В советские времена по Донбассу сильно прокатились репрессии, а ведь этот храм — моя жизнь, и эту жизнь я должен прожить так, чтобы оставить след на земле для грядущих поколений. Без громких слов. Но это очень сложно».

Священник рассказывает, как в 2008 году, еще в начале строительства храма, он побывал  в Вознесенском монастыре на Елеонской горе, где познакомился с игуменьей, которая произнесла пророческие для отца Виктора слова.

«Эта игуменья была старенькая, русская, из эмигрантов, правда, ни разу не бывавшая в России. И вот с одной монахиней она пригласила нас в келью на чай, а там везде висели картины и иконы с образом царя, и главное — это были подлинники! Я был настолько потрясен, что рассказал этой игуменье о строительстве царского храма на Донбассе. И вдруг она говорит: «А ведь у вас мученический венец!». Я  ответил, что венец только у святых, просто сложно построить храм, а царственных мучеников особенно. Я тогда не понял, насколько пророческими стали слова этой русской старицы из Вознесенского монастыря».

После поездки в Иерусалим во время каждой службы в храме теперь используется только иерусалимское масло и ладан.

«Все должно быть качественно, служба должна быть красивой, это мой принцип», — повторяет отец Виктор.

«Я говорю всем, что это будет лучший в мире храм, а люди думают, мол, батюшка шутит, но когда заходят внутрь, то приходят в восторг и восклицают: «А мы думали, что храм не достроен, а тут такая красота!». Внутри храма все органично и соблюдено золотое сечение. Чудесная акустика, великолепное цветовое решение, окна вверху, что позволяет почти не использовать электричество, до самой ночи в храме светло. Такое ощущение, что находишься на небесах, особенно когда начинают пробивать лучики солнца, удивительное состояние духа, которое помогает молитвенному состоянию».
«Храм сделан из дырчатого кирпича, который нужно местами ремонтировать и штукатурить. Надо просто взяться за это дело, это не такие большие деньги, но сейчас и их нет, — продолжает отец Виктор. — Я не знаю, сколько нужно средств на это, мы будем рады любой помощи: и деньгам, и мешку цемента. Сейчас у нас сложная ситуация из-за войны, которая разрушила все: многие уехали, спасая себя и свое имущество, в том числе, бизнесмены».

«ПОСЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НАШИ ДЕТИ НОВЫЕ ОСКОЛКИ ПО ХАТЕ СОБИРАЮТ…»

Поселок Горняк находится всего в 5 километрах от линии разграничения, фактически рядом с зоной боевых действий. Несколько раз в храм были прямые попадания, осколки от снарядов пробивали окна храма, но каждый раз прихожане очищают территорию от последствий попадания снарядов. Сам отец Виктор и вся его семья живут в Старомихайловке, в 13 километрах от Марьинки и в 8 километрах от Красногоровки, где стоят войска ВСУ.

«Это страшная точка на Донбассе, только в мой дом было пять попаданий, — с болью произносит батюшка. — Я войну не по телевизору вижу, она рядом. Буквально на днях были обстрелы. Колюня, мой младшенький сыночек, прибегает среди ночи и кричит: «Папа, мне там страшно, можно с тобой лечь?!» Знаете, как на душе скребет! Что вы с детьми делаете?! Подрастает целое поколение детей войны. Давно отгремела Великая Отечественная война, но наши дети опять осколки по хате собирают».

Несмотря на все ужасы войны, отец Виктор никогда не допускал ни малейшей мысли оставить прихожан и покинуть Донбасс. «Какие мы герои?! А куда нам бежать?! Стены своего дома лечат, здесь мои дети, внуки, могилы моих родителей».

Священник никогда не обвиняет тех, кто из-за войны все-таки уехал в поисках лучшей доли, гораздо хуже, по его мнению, когда появляется равнодушие, которое приводит к неблагодарности, а это уже страшный грех.
«Человек создан для того, чтобы благодарить Бога. «Всякое дыхание да хвалит Господа». К сожалению, некоторые дончане, которые живут в центре, не говоря уже про более отдаленные регионы или про тех, кто уехал в другие города, остывают и становятся равнодушными. Более того, они начинают обвинять нас в своих бедах. Далеко не каждый может понять, как тяжело приходится людям выживать здесь: каждый день ходить как по лезвию ножа. Но я не осуждаю тех, кто уехал, у каждого своя степень терпимости — кто-то от прививки теряет сознание, а кто-то после ампутации ног сам себе делает перевязки, у каждого свои силы и возможности».

«В СОСТОЯНИИ УНЫНИЯ НЕЛЬЗЯ СОЗИДАТЬ, А МНЕ СОЗИДАТЬ НАДО…»

В будущее отец Виктор всегда смотрит с надеждой, старается не унывать и ожидает, что на Донбассе в ближайшее время произойдут положительные изменения.

«С Божьей помощью война закончится. Вы же видите, что здесь творится уже шесть лет! Так больше нельзя, невозможно. Но священник не имеет права впадать в уныние. Если падаешь на минус — складываешь весла и плывешь по течению. Я другой человек! Бывает, находит смущение, но я его мгновенно прогоняю, потому что в этом состоянии невозможно созидать, а мне надо. Душевный мир — это начало Царствия Божьего, когда хорошо на душе — не важно, сколько у тебя денег, какие проблемы, даже здоровье не на первом месте. Люди на инвалидных колясках стихи и песни пишут, восхищаются августовским звездопадом. И это мир Божий, без которого нельзя жить и радоваться жизни».

Батюшка вспоминает, как до войны они всем Донбассом встречали патриарха Кирилла, который приехал с пастырским визитом в Святогорскую Лавру.  
«Донбасс так его встречал, что ад стонал! — шутит он. — На Донбассе живет особенный, эмоциональный и более южный, но при этом русский народ! Весь Донбасс приехал в Лавру, чтобы увидеть патриарха, при этом никто никого не сгонял, как писали в СМИ. А еще на Донбассе — очень работящие люди, здесь особая культура — культура труда! Люди спускаются в шахту каждый раз как в последний. Под землей ощущаешь себя будто в преисподней или в норе, где невозможно повернуться. Я сам на шахте до армии работал, знаю все не понаслышке. Славный труд шахтёрский. Только война мешает развитию! Но я верю, что все будет хорошо и храм мы достроим! Это будет настоящий русский храм на Донбассе. Все православные храмы прекрасны, но этот храм как сердце Донбасса, как некая точка отсчета, с которой начнется преображение, я так это вижу и чувствую».

Контактный телефон:
+380 50 6087117 (WhatsApp, Viber)
+380 71 3261857 (протоиерей Виктор Педченко)
+380 71 3261859 (телефон храма)

Реквизиты для помощи храму Святых Царственных мучеников в Донецке:

ФОНД СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»: юридический адрес: 109382, г Москва, проезд Егорьевский, дом 15 СТРОЕНИЕ 1, ОФИС 1, ОГРН 1187700010156, ИНН 9723049893, КПП 772301001, ОКВЭД 64.99

Банковские реквизиты:
Московский банк ПАО Сбербанк
Р/С 40703810738000009939
БИК 044525225
К/С 30101810400000000225

Фонд сохранения культурного и исторического наследия «Возрождение» установил уже не один памятник в Донецке, а сейчас непосредственно помогает священнику Виктору Педченко. Все собранные деньги пойдут на завершение строительства храма.

Подготовила Елена ЮФЕРЕВА специально для ИА «ДНЕСЬ»