29 мая 2019 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Резчик Иван Хрустачев». Экспозиция знакомит с творчеством самобытного мастера-миниатюриста из Сергиева Посада И.С. Хрустачева (1841/42-1914) и его учеников — сыновей и племянников, работавших в конце XIX — первой четверти ХХ века.
Куратор выставки — заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Музея древнерусской культуры, кандидат исторических наук Елена Давыдова.

Выставка открылась при участии Российской государственной библиотеки, Музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея-заповедника «Абрамцево», Егорьевского историко-художественного музея и Церковно-археологического кабинета Московского духовной академии.
В экспозиции представлено 40 предметов из пяти организаций и одной частной коллекции, рассказала Елена Давыдова. Из них 17 — подписные, в частности, это икона Святой Троицы, которая изображена на афише выставки.

В свое время произведения И.С. Хрустачва ценились очень высоко, в начале ХХ века «Высочайшим повелением» он получил за свои труды личное дворянство. После революции резчик был забыт, так же как и его сыновья, которые тоже создавали замечательные произведения. «Сейчас мы хотим возвратить это имя нашей общественности, вспомнить об этом замечательном мастере», — подчеркнула исследователь.

Центральными экспонатами являются напрестольный крест, выполненный по типу афонского креста XVI века, и уникальный резной переплет Евангелия — экспонат представлен Российской государственной библиотекой. Также в экспозиции — иконы, складни, образки. Переплет Евангелия выполнен в рамках традиции, появившейся в середине ХIХ века, когда наблюдалось возрождение интереса к деревянному зодчеству, к дереву как материалу национального искусства, отметила далее Елена Давыдова, проводя экскурсию по выставке. По ее предположениям, Евангелие происходит из деревянного храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, построенного в 1893 году в русском стиле. Это предположение основывается на том, что на задней стенке переплета находятся изображения святой Марии Магдалины и святого благоверного князя Александра Невского: на крышках Евангелий изображались святые, в честь которых был освящен престол, для которого Евангелие предназначалось. Единственный престол, который был освящен в честь этих святых, находился в храме преподобного Сергия Радонежского в Москве. Этот храм патронировали члены императорской фамилии; резной переплет был изготовлен в 1908 году. В этой же витрине находится портрет императора Александра II на смертном одре, выполненный по фотографии.

В отдельной витрине — экспонаты Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года, которая принесла Ивану Хрустачеву известность. И здесь жемчужина экспозиции — крест, изготовленный по образцу афонского креста XVI века. И хотя автор использовал форму и схему афонского креста, все же создал свое произведение — среди изображений святых и евангельских сцен можно увидеть сцены жития преподобного Сергия Радонежского.

«Ивана Семеновича характеризует любовь к деталям, — отметила Елена Давыдова. — А также художественный образ, отношение к изображаемому. Можно всматриваться и всегда находить что-то новое… Например, можно увидеть двуглавых орлов на пуговицах чиновников, и рассмотреть, как сделаны эполеты».

Основным рабочим материалом мастера был кипарис — привозная и более дорогая, чем липа, древесина, но более прочная. Основным рабочим инструментом — нож. Для мелких работ Хрустачев использовал маленький нож собственного изготовления, который сохранился у одного из потомков.

Иван Хрустачев жил с семьей в Сергиевом Посаде, основным заказчиком его работ была Свято-Троицкая Сергиева лавра.
Выставка продлится до 16 июля.

Источник