Антипасхой называется следующая после Светлой неделя. По Уставу она именуется также Новой неделей. Упоминания о праздновании Антипасхи можно найти в христианских источниках 4-5 веков.
Православная Церковь отметит Фомино воскресенье (Неделю о Фоме) или Антипасху 5 мая 2019 года.
В этот день Церковь вспоминает два явления воскресшего Иисуса Христа апостолам. В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А придя позже, он не мог до конца поверить вести о том, что Спаситель жив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25).
Спустя 8 дней воскресший Господь вновь явился Своим апостолам, и святой Фома, сомневавшийся до этого, смог лично убедиться в воскресении из мертвых Иисуса Христа. Это событие описывается в 20-й главе Евангелия от Иоанна. «Господь мой и Бог мой!», — это восклицание святого Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя называется Новой.
Отсюда идет название «Антипасха» — оно означает не какое-либо противопоставление празднику Пасхи. В переводе с греческого «Антипасха» — «вместо Пасхи», то есть в каком-то смысле для апостола Фомы Пасха наступила на неделю позже.
На Светлой неделе не принято посещать кладбище, не совершается даже панихид — все дышит Воскресением Христовым, окончательной победой над смертью. Но особенный день поминовения усопших в период празднования Пасхи есть: вторник Фоминой (Новой) недели.
Радоница — дань сложившейся традиции, а не предписанию богослужебного Устава. Но хоть этот день связан с печалью об ушедших, тоска эта светлая, пронизанная радостью возгласа: «Христос воскресе!».