23 января в Бюро судебно-медицинской экспертизы состоялось подписание акта опознания останков священномученика Николая Чернышева и его дочери мученицы Варвары.
В церемонии подписания акта приняли участие и.о. руководителя следственного управления СК России по Удмуртиигенерал-лейтенант юстиции В. А. Никешкин и и.о. заместителя руководителя следственного управления полковник юстиции Р. В. Широбоков.

На мероприятии присутствовали митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин, представители духовенства Ижевской и Удмуртской епархии, судмедэксперты.

Митрополит Викторин отметил, что такое событие – обретение мощей святых – происходит впервые в Удмуртии и поблагодарил всех, кто потрудился в поиске останков и их исследовании.

Следственным управлением было оказано посильное содействие в проведении сложных экспертных исследований в Криминалистическом центре Следственного комитета России, результаты которых явились одним из доказательств принадлежности останков святым великомученикам.

Для справки:

Николай Чернышев родился в 1853 году. В 1875 г. закончил по 1-му разряду Вятскую духовную семинарию. После рукоположения в 1884 году был священником в Благовещенском соборе, катехизатором, законоучителем в различных учебных заведениях Воткинска и прилежащих сёл. С 1914 г. и до своей гибели – Благочинный Воткинской и Галевской волостей.

За безупречную службу Православной Церкви отец Николай был возведен в сан протоиерея и неоднократно награждался Епархиальным начальством, в том числе наперсным крестом (1907 г.).

Он занимался активной просветительской и общественной деятельностью: читал лекции в Общественном собрании. За усердные труды по преподаванию в народных школах в течение 25 лет он был награжден орденом Святой Анны 3 степени.

В годы Русско-Японской войны отец Николай принимал активное участие в работе местного комитета Общества Красного Креста, за что был награждён серебряной медалью за Русско-Японскую войну.

Отец Николай учредил Воткинское общество трезвости и стал его председателем. Труды о. Николая на этом поприще были успешны. Пьянство среди рабочих Воткинского завода пошло на убыль.

В семье Чернышевых было четверо детей. Однако супруга отца Николая Юлия Ивановна скончалась рано в 1894 г. Овдовев, отец Николай в последнее время проживал со своей младшей дочерью Варварой, 1888 года рождения.

Варя была особенно преданна отцу и сознательно не выходила замуж, решив посвятить себя всецело служению Церкви и упокоить старость своего родителя. После окончания высших женских курсов в Казани Варвара Чернышева работала в Воткинске учителем. Сохранилось ее уникальное фото.

Наступили дни революционного переворота в 1917 году. Власть в посёлке была захвачена большевиками. Вскоре заводской народ и крестьяне окрестных селений подняли известное Ижевско-Воткинское восстание.

Отец Николай и его дочь Варвара не были безучастны к нуждам паствы. Осознавая всю опасность своего положения, отец Николай исполнял свой пастырский долг – напутствовал раненых, поддерживал малодушных, оказывал активную помощь восставшим, помогая им материально.

Его дочь Варвара трудилась в качестве сестры милосердия, ухаживая за раненнными. Большевики стянули огромные силы в район восстания, чтобы подавить его, и через 100 дней в поселок вошли красные.

Согласно Рапорта № 1565 министру внутренних дел правительства Колчака бывшего начальника Воткинской городской милиции, о красном терроре в городе Воткинске и его окрестностях, от 23 октября 1919 г. (документ хранится в ГА РФ) священник о. Николай Чернышев и его дочь Варвара были арестованы 13 декабря «за участие в сборе на нужды Народной армии и за знакомство с Юрьевым». Расстреляны 2 января 1919 года (по новому стилю).

В этот трагический день их вывели из тюрьмы и расстреляли, на берегу пруда (напротив нынешнего музея П. И. Чайковского). Сначала была расстреляна Варвара. Затем был казнен и сам отец Николай. В апреле 1919 года, воткинцы отыскали тело своего любимого батюшки и его дочери и устроили в Благовещенском соборе всенародное прощание.

Это событие не изгладилось из памяти людей, они из поколения в поколение передавали его. Только было неизвестно место их захоронения. Люди его, по всей видимости, таили. И лишь в 90-годы прошлого столетия одна благочестивая жительница города открыла его.

Подробнее