В Православной Церкви Крещение Господне, или Богоявление, празднуют 19 января
В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Вечером 18 января и утром 19 января будет совершаться Великое освящение воды.

Информационное агентство «ДНЕСЬ» обратилось к священнослужителям с просьбой прокомментировать отношение Церкви к крещенским купаниям.

Иерей Алексий Окнин, настоятель Свято-Никольского храма города Чехова
«Массовое купание в проруби — явление достаточно новое. Мы помним, как в начале XX века было издано постановление Священного Синода о правилах купания в крещенской купели с разъяснением сути праздника Богоявления.

Сегодня эта практика до сих пор распространена и, к сожалению, поддерживается многими священнослужителями, которые после совершения Литургии освящают воду и окунаются в прорубь в полном облачении. Люди, глядя на них, берут пример.

Надо уметь правильно расставлять акценты и понимать, что самое главное в празднике Крещения Господня, который еще называется Богоявлением, так как Бог стал человеком соединение со Христом.

Христос установил Таинство Крещения, крестясь в водах Иордана, поэтому было бы неплохо крещёным людям задуматься о том, какие обеты человек даёт во время этого Таинства. Многие думают, что никаких, но это не так. Человек отрекается от сатаны, от всех его дел, от служения ему, от его гордости и обещается соединиться со Христом.

В одной из молитв чина Таинства Крещения есть такие слова: люди, которые принимают крещение, должны проводить жизнь в благочестии и чистоте. Мы должны задуматься: действительно ли мы отреклись от сатаны, или все ещё посматриваем в его сторону?

Традиция массовых купаний — это своего рода «православный экстрим». Когда смотришь репортажи федеральных каналов про Крещение, удивляешься, как сами люди воспринимают это действо. Фактически, купание заменяет им все церковные Таинства. Человек выходит из проруби и говорит: «Какая благодать, я чувствую себя обновлённым, как будто Господь простил все мои грехи. Я очистился!». Для них это простой обряд очищения.

В Церкви есть Таинство Крещения, через которое человек приобщается к церковной жизни. Есть Таинство Исповеди, которое называют вторым крещением, потому что на исповеди нам прощаются грехи, совершённые после крещения. В церкви есть всё для спасения, но почему-то человек не может перешагнуть церковной ограды и даже не считает нужным этого сделать, хотя носит на шее крест. А прыгнуть в купель — запросто.

Это все происходит от недостатка духовного образования и от нехватки массовой проповеди. Важно, чтобы этот призыв шёл не от сельских священников, а от самого Патриарха. Возможно, нужно издать синодальное указание или указ Святейшего Патриарха со словами предостережения, но совсем отпугивать людей от крещенских купаний — тоже нельзя. Необходимо обяснить, что первостепенное, а что второстепенное.

В Послании Апостола Павла ко Евреям сказано: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр.10:25). У многих людей вошло в привычку — не ходить на Литургию, но купаться они безусловно пойдут, поэтому надо обязательно разъяснять, как правильно поступать».

Иерей Михаил Репин, настоятель Свято-Троицкого храма в селе Красный Яр, Марийская епархия
«Крещенская вода — святыня, поэтому главное — относиться к ней с благоговением: можно её пить, кропиться и обливаться, купаться в освящённой проруби. Конечно, ко всему нужно относиться осторожно, потому что изначально купание на Руси было частью древнего языческого обряда. Но если человек всё-таки решил окунуться, это нужно делать с благоговением, целомудрием и молитвой.

Конечно, в первую очередь, нужно посетить Литургию, чтобы приобщиться духовной радости, испить крещенской воды, ведь когда она проникает внутрь, она освящает всего человека. Не запрещается облиться теплой водой: это можно сделать во дворе, на даче, у проруби.

В ванне обливаться нежелательно, чтобы вода не ушла в канализацию. Желательно облиться той водой, над которой читалась молитва и куда окунался крест, поэтому воду лучше взять из храма, затем развести её в чистом ведре большим количеством воды и уже окатиться.

Господь крестился в Иордане, и, действительно, в купели человек повторяет это действо, погружается троекратно в воду, но, повторюсь, купаться в ледяной проруби — только по желанию».