Неожиданности при запоминании текстов

Для детей 4 — 12 лет .

Цель: облегчить запоминание стихов

Напишите каждое слово (или часть фразы) памятного стиха на полоске плотной бумаги и каким-нибудь образом прикрепите их на доску. Если доска из ткани, прикрепите крючочками, если железная — магнитом. Перед началом урока спрячьте несколько квадратиков плотной или войлочной бумаги под некоторые полоски, на которых полностью написан библейский текст.

После того, как класс повторит текст, пусть кто-нибудь из детей подойдет и уберет одну полоску с какими-либо словами из этого текста. Если под этой полоской есть квадратик, то ребенок сам должен сказать весь текст, а если нет, то все остальные дети пусть повторят стих вместе. Затем ребенок может сам выбрать следующего, кто попытает счастье с другой полоской.

Читать всем вместе слова с полоски вовсе не обязательно. Можно поступить иначе. Нарежьте маленькие листочки плотной бумаги и поместите их за полосками. На каждом таком листочке напишите печатными буквами одно из следующих условий:

  1. Ты говоришь эти слова.
  2. Выбери своего друга, чтобы он вслух про читал слова.
  3. Должен прочитать мальчик.
  4. Говорит кто-нибудь, одетый в красное.
  5. Должна прочитать девочка.
  6. Взрослые говорят текст.
  7. Любой может сказать текст.
  8. Скажет тот, у кого есть сестра.
  9. Скажет тот, у кого в этом месяце день рождения.
  10. Скажет тот, у кого голубые глаза.

Следуя приведенной выше схеме, позвольте любому ребенку подойти к доске и убрать одну часть текста. После того как произнесен текст, написанный на снятой полоске, этот ребенок выбирает следующего «игрока» (до тех пор, пока «счастливчик» не обнаружит текст полностью или же кто-то не угадает стих целиком)

Прокрути стих.

Для детей 6 — 12 лет

Цель: научить декламировать памятные стихи.

Разделите большой картонный круг на несколько секторов. В каждой из секций (по всей длине окружности) напишите печатными буквами местонахождение уже выученного вами текста (например, Мф. 4:13). Прикрепите скрепкой стрелку-указатель в центре круга так, чтобы она могла вращаться. Пусть каждый из учащихся вращает стрелку по очереди и повторяет наизусть тот стих, на который указала стрелка. Отметьте тех, кто сможет повторить больше текстов без запинки.

Библейские тексты на коробке

Для детей 6—12 лет

Цель: помочь детям самим изучать библейские тексты.

Возьмите большую круглую коробку, например, из-под овсяных хлопьев или кукурузных палочек. Вырежьте такой кусок плотной бумаги, чтобы им можно было обернуть полностью эту коробку так, чтобы один конец перекрывал другой. Вы можете использовать коробку любых размеров, но помните, что на большей коробке поместится больше памятных текстов.

Разделите лист плотной бумаги, которым вы оборачиваете коробку, на три горизонтальные полоски, при этом две верхние полоски сделайте шире, чем нижнюю.

Разделите этот лист по вертикали на 12 равных частей (можно разделить на то число, сколько памятных стихов дети будут изучать).

Напишите печатными буквами первую часть памятного библейского текста в секции, расположенной на верхней полоске, а вторую половину напишите в секции, расположенной на средней полоске. В секциях, расположенных на нижней полоске, запишите месторасположение стиха в Библии. Разрежьте этот лист бумаги на три полосы по горизонтали. Оберните эти полоски вокруг коробки, склеив их за концы, удостоверившись при этом, что полоски не приклеились к самой коробке, чтобы их можно было свободно передвигать.

При изучении памятных текстов дети получат удовольствие от того, что будут передвигать каждую полоску таким образом, чтобы три части стиха выстроились в один столбик сверху вниз. Правильные ответы можно написать на отдельных листах бумаги и положить их внутрь коробки для контрольной проверки. Библейские тексты подберите согласно вашему учебному плану или из тех, что предлагаются в конце этой книги.

Заполните пустые клетки

Для детей 9 лет и старше

Цель: ознакомить класс с новым библейским текстом.

Нарисуйте мелом на доске по одной клетке для каждой буквы того стиха, который вы будете изучать с детьми (сгруппируйте эти клетки по числу букв в каждом слове).

В эту игру можно играть примерно так же, как играют в телевизионную игру «Поле чудес». В этой игре дети по очереди угадывают букву или слово до тех пор, пока кто-нибудь из них не сделает ошибку (сделав ошибку, ребенок уступает право отгадывать букву или слово следующему мальчику или девочке). Того ребенка, который решит эту головоломку, можно наградить маленьким призом.

Дайте детям возможность отгадать целые слова, указав в клетках некоторые из букв, в них входящие. Если их предположение правильно, то впишите эти слова в пустые клетки. Для того, чтобы упростить игру, вы можете указать первую букву каждого слова. Можно указать, а можно и не указывать месторасположение текста в Библии.

Эта игра очень хороша при повторении стихов, изученных прежде.

Конкурс конвертов

Для детей 9 лет и старше

Цель: помочь повторить ранее изученные и выучить новые памятные стихи.

Перед началом занятия или игры напишите библейский текст на карточках размером 8×15 сантиметров таким образом, чтобы на каждой из них было по одному слову. Сложите вместе карточки, на которых записаны слова одного текста, и положите их в отдельный конверт. Подготовьте конверты с одними и теми же стихами для каждой команды, состоящей из четырех игроков.

Игру проводите таким образом: дайте обеим командам по конверту с одним и тем же текстом и объявите начало соревнования (словами или взмахом руки). Дети открывают свои конверты и раскладывают карточки со словами текста из Библии в нужном порядке. Команда, которая быстрее сделает это, завоевывает одно очко. Для того, чтобы продолжить игру, дайте командам по следующему конверту. Библейские тексты вы можете подобрать согласно учебному плану или из тех, что предлагаются в конце этой книги.

Стирание слов с доски

Для детей 6—10 лет

Цель: помочь выучить памятные тексты.

Напишите на доске памятный текст и, повторяя его вместе с классом, каждый раз стирайте одно слово. К тому времени, как этот стих исчезнет с доски, он «запишется» в умах и сердцах учащихся.

Библейский текст вы можете подобрать согласно учебному плану, а также из тех, что предлагаются на последних страницах этой книги.

Еще одна идея:

Одно за другим закрывайте каждое слово стиха, который написан на большом листе из картона. Для маленьких детей при этом можно использовать картинки, вырезанные из детских журналов.

Радужные стихи

Для детей 6—12 лет

Цель: перед сном напоминать детям о Божьей заботе.

Раздайте детям по листу писчей или глянцевой бумаги размером 22×28 сантиметров. Попросите всех написать еле заметно карандашом печатными крупными буквами памятный стих. Затем пусть дети обведут эти едва заметные линии букв разноцветными красками, используя тоненькую кисточку для рисования. Попросите детей постараться, чтобы буквы получились аккуратными и красивыми.

По желанию дети могут сделать рамочку для своего памятного стиха, вырезав прямоугольник размером 20×25 сантиметров из середины листа плотной бумаги; листок с библейским текстом следует прикрепить (можно приклеить) сзади так, чтобы из рамки был виден памятный стих.

Предложите детям повесить этот памятный стих на стену над своей кроватью и читать его перед сном.

Предлагаемые памятные стихи:
«Спокойно ложусь я и сплю» (Пс. 4:9).
«И найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29)
«Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26:3).
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» (Кол.3:15)

Библия, состоящая из памятных стихов.

Для детей 3—12 лет

Цель: помочь детям изучать памятные стихи дома самостоятельно.

Дайте каждому ребенку по одному листу ярко раскрашенной плотной бумаги размером 13×16 сантиметров. Отрежьте два листочка белой бумаги размером 12×14 сантиметров. Сделайте книжечку. Для этого согните вдвое лист плотной бумаги, затем вставьте в него согнутый вдвое лист простой белой бумаги так, чтобы они совпали по изгибу, и по месту изгиба сшейте их яркими нитками или скрепите скрепкой или скобкой. Получится книжечка размером 8×13 сантиметров. На обложке напишите печатными буквами: «Библия из памятных стихов», а внизу — имя ребенка. Внутри книжечки печатными буквами впишите памятные тексты в том порядке, в каком они будут изучаться на предстоящих четырех занятиях. Когда придет время для еженедельного изучения библейских текстов в классе, дети прочитают заданный стих из своих собственных «Библий». После занятий дети могут взять с собой домой свои «Библии», что поможет им запомнить эти стихи.

Предлагаемые памятные стихи: Пс. 118:11; Пс. 118:105; Ин. 5:24; Рим. 10:17.

Светофор

Для детей 9—12 лет

Цель: помочь детям понять значение библейских текстов, размышлять и применять их в жизни.

Сделайте большую модель светофора — похожего на те, что висят на улицах городов.

Вырежьте такой светофор из темного картона (для этого можно приложить к картону образец или перечертить на картон предлагаемый образец и вырезать). Приклейте кружочки из цветной плотной бумаги для каждого сигнала светофора (см. образец).

Начиная игру, поднимите светофор и изображайте сигналы: или «стоп», или «внимание» (ожидание), или «идите». В зависимости от того, какой сигнал вы изображаете, учащиеся должны сказать те памятные стихи, которые можно сопоставить со значением данных слов. Например, «стоп» (т.е. стой), «ожидайте», «идите» (или поступайте так, делайте, т. е. повеление).

Предлагаемые памятные стихи:
«Духа не угашайте» (І Фес. 5:19) — «стоп» (запрет).
«Удерживайтесь от всякого рода зла» (ІФес. 5:22) — «стоп» (запрет).
«Покорись Господу и надейся на Него» (Ис. 36:7) — «ожидайте».
«Предоставь Господу, и Он сохранит тебя» (Притч. 20:22) — «ожидайте».
«Наставь юношу при начале пути его» (Притч. 22:6) — повеление поступать так.
«Идите, научите все народы» (Мф. 28:19) — повеление поступать так, «идите».
«Поступайте по заповедям Его» (2 Ин. 6) — поступайте так.
«Сын мой! не ходи в путь с ними», т. е. с грешниками» (Притч. 1:15) — «стоп» (запрет).
«Не вступай на стезю нечестивых, и не ходи по пути злых» (Притч. 4:14) — запрет.
«Будем вести себя благочинно» (Рим. 13:13) — так поступайте.
«Поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (ІФес. 2:12) — так поступайте.
«Ходите во свете, подобно как Он во свете…» (1 Ин. 1:7) — так поступайте.
«Чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего» (Еф. 4:17) — запрет.
«Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым» (Притч. 22:24) — запрет.
«Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко. Не ходите вслед их» (Лк.21:8) — запрет.
«Итак смотрите, поступайте осторожно… как мудрые» (Еф. 5:15) — поступайте так.
«Поступайте, как чада света» (Еф. 5:8) — поступайте так.
«Живите в любви, как и Христос возлюбил нас» (Еф. 5:2) — поступайте так.
«Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас» (Лев. 20:23) — запрет.
«Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я пойду против вас, и поражу вас всемеро за грехи ваши» (Лев. 26:23, 24) — запрет.
«Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (Кол.2:6) — повеление.
«Да не уклоняется сердце твое на пути ее (т. е. блудной женщины), не блуждай по стезям ее» (Притч. 7:25) — запрет.

Иллюстрированные закладки для Библии

Для детей 4—12 лет

Цель: научить детей ориентироваться в Библии и заучивать ключевые библейские тексты.

По мере того, как ваши ученики изучают Священное Писание, они могут делать яркие закладки, которые помогут им изучать и запоминать памятные стихи.

Имейте в своем распоряжении набор цветной плотной бумаги, побольше маленьких картинок (лучше с библейскими сюжетами), цветные карандаши или фломастеры, ножницы и клей.

Чтобы сделать закладку, каждый ребенок должен вырезать кусочек плотной бумаги размером 25×16 сантиметров, затем раскрасить эту закладку или наклеить на нее картинку с библейским сюжетом, соответствующим какому-либо из памятных текстов. Например, изображение сердечка может иллюстрировать слова «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:16).

По желанию дети могут также написать на этой закладке памятный стих печатными буквами или обозначить место, где он находится в Библии. Для прочности закладки можно покрыть прозрачной пленкой, обрезав ее по краям.

Затем помогите детям найти в Библии памятные стихи, чтобы они могли правильно вложить свои закладки.

После того, как дети выучат несколько стихов, проэкзаменуйте их. Скажите место, где находится памятный текст в Библии, и предложите детям произнести искомый стих вслух. Если вы просите найти этот стих, то ребенок находит его, пользуясь закладкой в своей Библии.

Другие идеи:

  • Закладки можно вырезать такой формы, чтобы они иллюстрировали мысли или тему того или иного памятного стиха. Например, свет можно изобразить в форме свечи или светящейся лампочки. Другими фигурками, изображающими библейские мысли, могут быть тот или иной плод, ключ, рыба, часы, сложенные в молитве руки, овца, птицы, цветы, деревья, радуга и т. д.
  • Пусть Библия или Новый Завет будет для ваших учеников прекрасным подарком на долгие годы. Детям можно вручить книги по окончании занятий в вашем классе. Отметьте памятные стихи, изученные на протяжении года, красным цветом или построчно подчеркните их. Позже, когда ваш ученик увидит стих, отмеченный красным, он автоматически вспомнит его как когда-то выученный наизусть.

Звезды в моей короне

Для детей 4—9 лет

Цель: поощрять детей еще более усердно учить памятные стихи.

По образцу, приведенному ниже, вырежьте из плотной бумаги и склейте по короне для каждого ребенка.

Напишите на короне печатными буквами имя ребенка и места в Библии, где записаны памятные стихи, и поместите ее на самое видное место в классе, например, на доску. Заучивая по одному стиху из тех, которые вы записали на короне, ребенок приклеивает к короне резиновую звездочку (или цветную, из бумаги).

По желанию дети могут надевать свои короны. Для удобства вырежьте из плотной бумаги полоску шириной 2—3 сантиметра и прикрепите ее к концам короны. Она будет удерживать корону на голове ребенка. Используйте предлагаемые ниже памятные стихи, которые говорят о небесах; можете выбрать памятные стихи, предусмотренные учебным планом, а также из тех, что предложены в конце этой книги.

Предлагаемые памятные стихи: 2 Тим. 4:8; Пс. 17:11; Пс. 22:6; Ин. 14:2; Иак. 1:12; Откр. 2:10 (вторая часть).

Выбрать и правильно подобрать

Для детей 6—12 лет

Цель: помочь запомнить месторасположение в Библии наиболее важных историй.

Эта игра научит ваших учеников находить в Библии истории о чудесах, сотворенных Иисусом, притчи, Нагорную проповедь и многие другие тексты. Вам понадобится два комплекта карточек размером 22×12 сантиметров. На карточках первого комплекта запишите: Десять Заповедей, блаженства (из Нагорной проповеди), Господня молитва, притча о блудном сыне, притча о добром самарянине, чудо исцеления Лазаря, чудо хождения по поверхности воды, притча о заблудшей овечке, притча о сеятеле и чудо насыщения пяти тысяч.

  • На карточках второго комплекта запишите соответствующие места в Писании:

Исх. 20:1 — 17; Мф. 5:3—11; Мф. 6:9—13; Лк. 15:11—32; Лк. 10:25—37; Ин. 11 гл; Мк. 6:47—52; Лк. 15:3—7; Мк. 4:1—2; Мк. 6:35—45.

Разложите карточки из второго комплекта на столе или на полу так, чтобы были видны указатели всех мест в Писании. В начале игры пусть кто-нибудь из учащихся «выберет» карточку из первого комплекта, где записаны библейские истории (их названия). Затем он должен подобрать соответствующую карточку из второго комплекта с указанием места в Библии, где, по его мнению, можно прочитать эту историю. Сначала все остальные ученики будут следить за правильностью подбора карточек. Но вскоре все дети — и «игроки», и «зрители» будут отвечать правильно с первого взгляда. Пусть дети по очереди подбирают карточки, чтобы у каждого была возможность поиграть.

Музыкальные стулья для памятных стихов

Для детей 6—12 лет

Цель: поощрять запоминание стихов, сообразительность и сноровку.

Предупредите учащихся за неделю вперед, что их ждет на следующей неделе, и пусть каждый из них выучит заданный памятный текст.

Перед началом игры поставьте в один ряд столько стульев, сколько примерно детей будет на уроке. Под некоторые стулья положите квадратики из разноцветной плотной бумаги.

Игру начните минут на пять раньше обычного. Дети, которые присутствуют в классе к этому времени, и будут теми, кто играет на этой неделе (число детей, приходящих вовремя и даже заранее, скоро увеличится, если вы будете продолжать эту игру). Каждому участвующему в игре необходим стул.

В начале игры включите какую-нибудь музыку (используйте магнитофон или проигрыватель), и пусть дети в это время, пока звучит музыка, маршируют вокруг стульев. Через несколько секунд выключите музыку и предложите детям сесть (на те стулья, напротив которых они остановились, когда вы выключили музыку). Предложите им поискать под своими стульями разноцветные квадратики. Попросите ученика, у которого в руках окажется красный квадратик, прочитать наизусть памятный текст. Если он не сможет этого сделать, пусть передаст этот квадратик тому, кто может.

Потом попросите того ученика, в руках которого окажется синий квадратик, прочитать наизусть памятный стих. Если он сможет сделать это, то квадратик остается у него, если же нет, то другой ребенок, у которого нет такого квадратика, может сделать попытку.

Продолжайте игру до тех пор, пока все квадратики не будут разобраны. Всякий раз после того, как кто-либо из играющих правильно продекламирует библейский текст, пусть все хором произнесут этот текст. Пусть в вашей классной комнате будут конверты с именами каждого ученика (на отдельном конверте). Неделю за неделей сохраняйте все квадратики, «завоеванные» детьми, складывая их каждому в его конверт. В конце четверти тот из учащихся, у кого окажется наибольшее количество таких квадратиков, получит специальный приз или будет отмечен как-то иначе.

Когда те, кто любит опаздывать, увидят, какая это веселая игра, они станут приходить пораньше, чтобы тоже принять участие в ней. Даже если в игре будут участвовать дети, не знающие библейских текстов, они вскоре изменятся и тоже станут учить стихи Святого Писания. В результате все ученики выучат на память многие стихи из Писания, и вы улучшите свои результаты.

Сбор библейских палочек

Для детей 6—12 лет

Цель: повторить уже изученные библейские тексты.

Для этой игры воспользуйтесь белой бумагой и соломинками для коктейлей (вместо соломинок можно нарезать палочки). Не повреждая соломинок, аккуратно напишите на них месторасположение определенных текстов в Библии.

Сложите все палочки в кучку. Первый игрок должен вытянуть из нее одну палочку, не сдвинув остальные, Если у него не получается, то он становится в конец очереди и сможет снова тянуть палочку лишь после того, как все дети сделают по одной попытке. Тот, кто вытянул из кучки палочку, не сдвинув с места остальные, оставляет ее у себя, но может попытаться вытянуть еще одну, правда, для этого ему нужно прочитать правильно наизусть текст, месторасположение которого в Библии записано на той палочке, которую он тянул. Если он не может произнести этот текст, эту палочку следует снова положить в кучку. Победит тот, у кого будет больше всех палочек.

Поезд

Для детей 9 — 10 лет

Цель: развивать способность быстро вспоминать выученные стихи.

Разделите класс на две команды. В начале игры учитель читает один из памятных стихов, выученных на протяжении этой четверти. Сказав несколько слов из этого стиха, учитель обращается к первой команде, и один из игроков этой команды должен продолжить читать стих по памяти.

В любой момент учитель может обратиться к другой команде, тогда игрок первой команды должен прервать чтение на том месте, где остановил его учитель, и дальше уже игрок второй команды продолжает декламировать этот памятный стих. Учитель, насколько позволяет количество слов в памятном стихе, может обращаться к максимально возможному числу детей из каждой команды, чтобы они последовательно, по нескольку слов, прочитали все вместе текст наизусть. Учитель, образно говоря, — локомотив, цепляющий вагон за вагоном, пока не образуется состав.

Когда первый стих таким образом прозвучал, учитель начинает произносить другой стих, опять обращаясь поочередно то к одной, то к другой команде. Учитель также может начать, указав место в Библии, где находится памятный стих, тогда игрок той команды, которая лучше отвечает, начинает произносить этот текст наизусть, и игра продолжается.

Можно провести соревнование. Команда, у которой правильных ответов будет больше, признается победителем в этой игре, и ее можно наградить каким-нибудь призом.

Для игры используйте памятные тексты, предусмотренные учебным планом или те, которые предлагаются в конце этой книги.

В этой игре можно использовать достаточно длинные отрывки, состоящие из двух и более стихов.

Разгадывание библейского текста по цепочке

Для детей 9—12 лет

Цель: помочь освежить в памяти выученные раньше памятные стихи.

Разделите классную доску, на которой вы пишете мелом, или болъшой лист бумаги или картона на две части. Класс разделите на две команды. На одной половине доски выпишите буквы, с которых начинается каждое слово изучаемого текста, и укажите место, где этот текст записан в Библии. После каждой такой буквы проставьте столько коротких линеек, сколько еще букв входит в это слово. Например: А_ _ _ _ (слово из 5 букв). На другой половине доски таким же образом запишите какой-нибудь другой текст.

По сигналу учителя по одному игроку от каждой команды подходят каждый к «своему» тексту и печатными буквами записывают первое слово. Затем подходят следующие игроки и записывают второе слово и так далее. Если за условленное время игрок не успел написать слово, то другой игрок из его команды заменяет его. Команда, которая быстрее запишет полностью свой текст, будет победителем в этой игре.

Памятные стихи вы можете взять из учебного плана или используйте те, которые предлагаются в конце этой книги.

Еще одна идея:
Поскольку памятные стихи вы можете подготовить заранее, нарисуйте на больших листах бумаги пустые клеточки для слов, чтобы по окончании каждого раунда можно было быстро повесить новые листы с заданием.

Давай порыбачим

Для детей 6—12 лет

Цель: повторить ранее выученные памятные стихи.

По образцу, сделайте двойную «рыбу» из плотной бумаги или картона. «Рыб» нужно столько, сколько памятных стихов вы намерены повторить с детьми. Нарисуйте глаза, рот, жабры и т. д. с обеих сторон, а внутри отметьте месторасположение в Библии памятного стиха. Сложите обе половины «рыбы» по пунктирной линии, как показано на образце, а вверху, над изгибом, соедините обе половинки железной скрепкой. Памятные стихи выбирайте из уроков по своему учебному плану либо используйте тексты, предлагаемые в конце этой книги. К деревянной палочке привяжите веревочку небольшой длины и прикрепите к концу ее магнит. Сложите сделанные «рыбы» в миску, тазик или другую большую емкость. Пусть дети по очереди пытаются поймать «рыбу», попав магнитом на железную скрепку (играющие могут соревноваться индивидуально или командами). Поймав «рыбу», игрок должен прочитать наизусть текст, библейский адрес которого находится в ее «животе». Если ребенок не знает этот текст наизусть или у него не получилось верно произнести текст, он бросает «рыбу» обратно в миску. За каждый правильно произнесенный наизусть текст игрок или команда получает 5 очков. После того, как все игроки примут участие в ловле «рыбы», подведите итоги игры, и кто больше всех наберет очков, тот и будет победителем

Лыжный слалом

Для детей 6—12 лет

Цель: изучать памятные стихи, вообразив себя горнолыжником.

Чтобы сделать трассу слалома, вам понадобится коробка, в которой продаются яйца, и две соломинки для коктейлей. Обрежьте у коробки верхнюю часть и маленький откидной лист внутри нее. Разрежьте соломинки так, чтобы получилось шесть равных частей, и приклейте к ним маленькие треугольники из цветной плотной бумаги, чтобы у вас получились флажки для слалома. В верхушках вашей картонной коробки проделайте отверстия и вставьте в них флажки, а чтобы они прочно стояли, приклейте их. Ваша трасса слалома готова. Приклейте фигурки слаломистов, нарисованные по образцу, на картон и вырежьте.

Перед началом игры поместите лыжников в углубления, которые имеются в вашей коробке из-под яиц. Слева будет ехать на лыжах лыжник первой команды, справа — лыжник второй команды (или наоборот). Чтобы успешно продвигаться вперед по трассе слалома, команда должна правильно ответить на вопрос, касающийся памятного стиха. По очереди задавайте вопросы одной и другой команде. С каждым правильным ответом лыжники продвигаются к следующему флажку по трассе слалома. Однако, если ответ неправильный, лыжник падает, он обязан вернуться на место старта, а команде приходится все начинать сначала. Первая из команд, которая достигнет подножия горы (т. е. последнего флажка на трассе слалома), будет победительницей в этой игре.

Назовите этот стих

Для детей 9 лет и старше

Цель: в ходе увлекательной игры повторить выученные стихи.

Это игра наподобие телевизионной программы «Угадай мелодию». Она поможет вам в конце четверти сделать обзор выученных памятных текстов. Выберите двоих учеников (или разделите класс на две группы). Намекните им на какой-нибудь памятный текст, который они изучили. Например: «Стих записан в третьей главе Евангелия от Иоанна. Иисус сказал это, когда разговаривал с Никодимом» (имеется в виду Ин. 3:16).

Прежде чем попытаться процитировать текст, игроки должны решить между собой, сколько потребуется слов для этого стиха. Они могут выбрать, кто будет говорить. «Я могу процитировать этот стих, используя пять слов», — утверждает итрок первой команды, а игрок другой команды может возразить: «А я могу сказать его, используя четыре слова». Тогда соперник говорит: «Процитируй стих». Учитель называет количество слов в стихе, который необходимо произнести, и угадавшая команда (или игрок, если играют двое игроков) декламирует полностью стих. Учитель может назвать первое слово или слова стиха, а игрок (команда) должен закончить его и указать, где в Библии записан этот текст.

Крестики-нолики

Для детей 9—12 лет

Цель: повторить изученные ранее памятные стихи по принципу одной хорошо известной игры.

Разделите класс на две команды. Назовите одну буквой «X», другую — буквой «О» («крестик» и «нолик»). Нарисуйте мелом на доске рамку, знакомую вам по игре в крестики-нолики. Когда игроки одной команды верно прочитают наизусть памятный текст или назовут место в Библии, где он записан, — в зависимости от того, что просил учитель, — в рамку записывается «X» или «О» до тех пор, пока одна из команд не расположит свои отметки (команда «X» — крестики, а команда «0» — нолики) три в один ряд.

Можно разнообразить игру, а именно: с помощью липкой темной ленты изобразить рамку на полу; после того, как игрок одной из команд верно прочитает памятный стих или правильно обозначит его местонахождение в Писании, он становится в один из квадратов этой рамки. Победившей будет та команда, трое игроков которой первыми станут в один ряд.

Картина, изображающая Бога как Творца Земли

Для детей 4—9 лет

Цель: при помощи объемной композиции помочь детям усвоить, что Бог — Творец Земли и всей природы.

Чтобы помочь детям вспомнить библейские тексты, где говорится о том, что Бог — Творец Земли и природы, предложите им самим сделатъ кое-какие поделки с изображением природы. Для каждого ребенка нарисуйте по одной картинке, как образец. Дети могут сначала раскрасить эту картинку, а затем добавить к ней детали от себя, чтобы таким образом сделать изображение более объемным и передать краски природы. Неплохо было бы укрепить эту картинку на плотном картонном листе, который выдержит вес всех предметов, приклеенных к нему.

Можете приклеить к картинке то, что мы вам предлагаем: маленькие плоды на ветви дерева, кору на ствол дерева, листья на ветви. Из матерчатых шариков можно сделать облака. Используйте гальку или песок, травинки или обрезки зеленой плотной бумаги. Воду изобразите с помощью целлофана, покрасив его в синий цвет, или возьмите для этой же цели алюминиевую фольгу. Также можно использовать птичьи перья.

Предлагаемые памятные стихи: Ис. 23:1; Пс.18:1;Пс. 120:1.

От произнесения одного слова — к хоровой декламации

Для детей 9 лет и старше

Цель: оценить, насколько быстро вы можете выучить памятный стих.

Пусть все дети откроют свои Библии на каком-то памятном тексте и станут в круг. Ученики читают по очереди по одному слову этого стиха по кругу. Когда они во второй раз читают по кругу, соблюдая очередь, то уже произносят свое слово, не глядя в Библию. Пусть несколько раз они прочитают по кругу, произнося слова все быстрее и быстрее. Потом пусть все вместе хором повторят этот стих.

Это хороший способ для заучивания целых отрывков из Писания — таких, как, например, Псалмы.

Постоянное благодарение

Для детей 6 — 12 лет

Цель: выучить и повторить уже знакомые стихи о благодарности Богу.

Вырежьте из плотной бумаги 12 тыкв (или яблок). Напишите на каждой по одному из стихов, приведенных ниже, — о благодарении Богу, причем первую часть стиха напишите на одной фигурке, а вторую часть с указанием его местонахождения в Писании напишите на другой. По желанию вы можете взять другие памятные стихи взамен тех, которые предложены здесь.

2 Кор. 9:15. «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!»

1 Фес. 5:18. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

Флп. 4:6. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом».

Пс. 106:1. «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!»

1 Кор. 15:57. «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!»

Еф. 5:20. «Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа».

Переверните вверх дном коробку из-под яиц. Сделайте прорези на верхушках.

Согните ваши тыквы так, чтобы памятный текст оказался внутри, и вставьте эти тыквы в прорези. Теперь текст прочитать невозможно. По краям коробки приклейте «траву», сделанную из обрезков зеленой плотной бумаги. Вокруг коробки «на траве» поместите и приклейте тыквочки поменьше в виде шариков.

Первый участник игры выбирает тыкву, разворачивает ее и вслух читает памятный стих, написанный на ней. Точнее, он читает не весь стих, а половину стиха. Затем он выбирает другую тыкву, разворачивает ее и вслух читает половину памятного стиха, написанного здесь. Если обе эти половинки соответствуют друг другу, он складывает их вместе, если нет, он ставит их на прежние места.

Затем второй участник игры проделывает то же самое. Продолжайте до тех пор, пока вы не «соберете» все тыквы. Тот, у кого больше всех окажется тыкв, — с двумя половинками одного и того же текста, будет победителем. При желании ему можно вручить приз, а таким призом может стать кулечек с печеньем или конфетами.

Имейте перед собой перечень текстов, которые записаны на тыквах, чтобы дети могли проверить себя, если они сомневаются.

Эту же игру можно провести на Рождество, только вместо тыкв тогда используйте самодельные звездочки, а на Пасху — с яйцами или цветами. Различные фрукты и овощи могут пригодиться во время праздника Преображения.

Звездочки на дереве

Для детей 3 — 12 лет

Цель: побудить детей более активно изучать памятные стихи.

Возьмите длинную ветку засохшего дерева (желательно, чтобы она была яркого цвета) и прикрепите ее в классе к стене или поставьте прямо в большой горшок (при этом, конечно, необходимо соблюдать все правила противопожарной безопасности, чтобы эта сухая ветка не послужила источником пожара). Вырежьте звездочки размером 8—10 сантиметров из плотной разноцветной бумаги, используя образец. При помощи разноцветных ниточек повесьте эти звездочки на веточку. После того, как дети выучат заданные им библейские тексты, пусть каждый повесит свою звездочку на дерево. Когда все звездочки будут повешены на дерево или закончится время классных занятий, каждый ребенок может взять свою звездочку домой.

Памятные тексты вы можете подобрать из своего учебного плана.

Еще несколько идей:

  • Используя веточки сухих деревьев, можно сделать для каждого ребенка свое деревце со фольгой, чтобы они блестели. звездочками. Таким образом дети быстрее будут заучивать стихи, чтобы повесить как можно больше звездочек на свое деревце. Звездочки можно украсить цветной фольгой, чтобы они блестели.

Попадание в мишень

Для детей 9 — 12 лет

Цель: побуждать детей как можно лучше и быстрее заучивать памятные стихи.

Детям очень понравится вести особый учет всех выученных ими памятных текстов, если сделать этот учет наглядным и занимательным. Когда все стихи, запланированные для изучения в данной четверти, будут выучены, ученики могут сопоставить свои результаты, чтобы выявить лучшего.

Покажите каждому ребенку, как сделать мишень из плотной бумаги. Вначале вырежьте большой круг (диаметром примерно 25 сантиметров) из желтой плотной бумаги. Затем вырежьте круг порядка 18 сантиметров в диаметре из красной плотной бумаги и наклейте его на круг из желтой бумаги так, чтобы их центры совпали. Затем из синей плотной бумаги вырежьте круг диаметром 14 сантиметров и таким же образом наклейте его на красный круг. Наконец, приклейте круг диаметром 8 сантиметров из черной бумаги. Центры всех этих кругов должны совпадать.

Фломастером аккуратно напишите сумму очков в каждом круге: в черном — 20, синем — 15, красном — 10, желтом — 5. Пусть каждый ребенок наклеит свою мишень на картон, подпишет внизу свос имя и повесит игровое пособие на стену или на учебную доску в классе.

По образцу, показанному ниже, вырежьте из плотной бумаги по одной стреле для каждого ученика на каждый изучаемый текст из Библии. На стреле укажите место в Библии, где записан текст.

На листе картона под мишенью напишите следующие указания:

  • За попытку выучить и прочитать вслух памятный стих, даже если вы сделали много ошибок, вы получаете 5 очков. Прикрепите пластилином свою стрелу острием к желтому кругу.
  • Если вы прочитали наизусть наполовину верно, то прикрепите острые стрелы к красному кругу: получаете 10 очков.
  • Если вы прочитали памятный стих почти без ошибок, прикрепите острие стрелы к синему кругу: получаете 15 очков.
  • Если вы прочитали наизусть памятный стих без ошибок, поставьте острие стрелы в яблочко. Вы получаете 20 очков.

Каждую неделю ученик может передвигать свою стрелу на тот круг, которому соответствует его знание стиха. По окончании учебной четверти или нескольких занятий подсчитайте, у кого больше очков, и вручите победителю маленький приз.

 

Скачать: Способы запоминания стихов Писания (для детей и взрослых)