Правила для ведущего при первом занятии Библейского кружка

 

  1. Общая молитва.

Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечныя, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел Оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе жития святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный.

 

  1. Оглашение правил: КАК СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ СВ. ПИСАНИЕ?

Для протестантов Церковь зачастую и ограничивается группами изучения Библии. Для православного человека посещение подобной группы является лишь частью его церковной жизни, и не отменяет его участия в приходской литургической жизни, в необходимости личного подвига под руководством опытного священника.

При чтении св. Писания нужно соблюдать следующее (по Катехизису свт.Филарета):

1) необходимо читать его с благоговением, как слово Божие, и с молитвой о его понимании; Перед и после встречи (или как договоримся), а также перед самим чтением Евангелия мы совместно молимся.

2) с чистым намерением, для (цель чтения – прим. мое) нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам;

3) понимать его следует согласно толкованию Православной Церкви и согласию св. отцов. Пято-Шестой Трулльский Собор 691-692 гг. своим 19-м правилом постановил: “аще будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях”.

 А также:

1) Библейский кружок – Совместное обсуждение прочитанного отрывка. При этом все обсуждают и участвуют в дискуссии на равных,  в т.ч. ведущий. От КАЖДОГО требуется активность и личная заинтересованность в обсуждении, так что если мы все будем молчать, то ничего не получится. Поэтому первый шаг – начать со знакомства (по кругу).

Совместное чтение Священного Писания – это древняя традиция, уходящая корнями еще во времена Вавилонского плена. По-видимому, именно за этим занятием нашли отрока Иисуса родители в Иерусалимском Храме (Лк. 2:46-47); именно так изучали веру новообращенные христиане апостольского века (Деян. 17:11). В советское время кружки существовали и подпольно, сохраняя пламя живой веры в молодежной среде, как это было, к примеру, в истории семьи священномуч. Владимира Амбарцумова.

В Москве: на Крутицком Патриаршем подворье, в молодежном клубе при храме Рождества Богородицы во Владыкино, в храме св. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. По благословению местного священноначалия подобная деятельность ведется в Подмосковье, в Санкт-Петербурге, Смоленске, Саратове, Самаре, Великом и Нижнем Новгороде, и др. – более чем в двадцати епархиях России. За рубежом эта форма деятельности является привычной в Антиохийской, Румынской Православных Церквях, в Православной Церкви в Америке. Много говорил о пользе таких чтений митр. Антоний Сурожский.

2)  Роль ведущего – ведущему же предоставляется право, во-первых, “модерирования” дискуссии, и во-вторых, наблюдения за “православностью” выдвигаемых суждений. Следить за порядком обсуждения, уточнять детали и делиться тем, что затронуло, – когда это будет уместно.

Предупредить: Делать замечания при всех или вносить коррективы и пожелания по организации во время встречи НЕДОПУСТИМО и абсолютно неэффективно. Дружеский же совет с глазу на глаз (при любой форме личного общения) я всегда выслушаю и приму к сведению.

Ведущему и участникам необходимо помнить о каноническом правиле: 64 правило Трульского собора, которое запрещает мирянам всенародно учить. Они могут отвечать вопрошающим лишь частным образом.

 

«Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися Божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову апостола (1 Кор. 12,27), которое изъясняя Григорий Богослов, ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним: сей да будет ухом, а тот языком: сей рукою, а другий иным чем-либо: сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себе пастырем, будучи овцею; почто делаешися главою, будучи ногою; почто покушаешися военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов. И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах (Еккл. 5, 1), не распростирайся убог сый с богатыми (Притч. 23, 4), не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго» (64-е пр. трульского, Антиох. соб.).

 

     «Здесь прибавлено: “перед народом”, потому что, если какой-нибудь разумный мирянин будет спрошен частным образом о каком-нибудь догматическом предмете, или о другом душеполезном деле, он не подвергнется наказанию, если даст ответ по своему усмотрению» (толкование Вальсамона на 64-е пр. Антиох. собора).

3) Не устраивают дебаты и не кидают друг в друга камни, если сочли чье-то мнение неправильным. Это лишь мнение, которое не претендует на абсолютную истину (помнить об этом всем).  На это есть святые отцы. Выдвигаемое кем-либо суждение не оспаривается и не осуждается от своего имени, так как перед лицом Священного Писания все равны. Лишь ведущему предоставляется право корректировать высказывания, если они в корне противоречат церковному пониманию обсуждаемого отрывка. (это не значит, что нельзя ничего обсуждать, уточнять, дискутировать, высказывать свое отличное мнение; нельзя только говорить “ты не прав” “это ерунда” или “ты еретик, протестант” и т.д.)

Никакие провокации и побуждению к обсуждению какой-либо больной или неоднозначной темы, пусть даже интересующей кого-то очень сильно и очень лично, не допускаются.

4) Личностный доверительный характер при обсуждении Евангелия. Мы высказываем только то, что касается каждого из нас, нашего опыта жизни, того, что коснулось нашего сердца, что повлияло только на нашу жизнь. Поскольку каждый из нас говорит ТОЛЬКО О СЕБЕ, ТОЛЬКО О СВОЕМ ОПЫТЕ, мы никогда никого не обсуждаем и не осуждаем ничью чужую жизнь или поведение.

5) Регламент: говорить кратко. Не обязательно высказываться, можно просто помолчать и послушать, соблюдать порядок, молиться за говорящих. Главное правило – не мешать. Во время чтений участники учатся внимательно читать и внимательно слушать. Слушать других и текст.

6) После обсуждения отрывок из Писания читается снова, подводятся итоги встречи: по желанию участники делятся тем, что было важно лично для них.

7) Если позволяет время и условия, то мы еще и пьем чай.

8) Формы проведения, или виды библейских кружков: а) как просто чтение с молитвой о понимании; б) как чтение по отрывкам к литургии либо заранее оговоренных текстов Священного Писания; в) как изучение по святым отцам; г) как апологетика (Троица, иконы, святые, Церковь, Христос – Бог); д) как изучение по темам (мудрость, любовь, милость и тд); е) как заучивание наизусть отрывков; ж) в связке с житиями святых. Место и время: в больнице, в ВУЗе, при храме – в удобное для людей время.

 Начало чтения…

  1. Перед изучением Библии, предложить каждому участнику ответить на одни и те же вопросы:

 

Для чего мне читать Библию?

  1. Жить по воле Божьей.
  2. Получить ответы на самые важные вопросы в жизни.
  3. Встреча с Богом и подлинным человеком. Читая Св. Писание, мы должны стараться увидеть в нем тот идеал, к которому надо стремиться, и идеал этот – сам Господь наш Иисус Христос.

 

Для чего читать Библию в группе?

Осознать свои таланты, которыми они могут послужить Богу и ближним.

 

 Начало чтения

А) Минута тишины, личная молитва: чего я хочу от этого изучения Библии?

Б) Чтение общее по кругу, по стиху.

В) Перечитывание (про себя)  и обдумывание. Несколько минут тишины. Индивидуальное исследование. Представить картину. Больше деталей. Если есть время, найдите другие отрывки Писания, которые могут помочь лучше понять прочитанное. Если возник вопрос у участников, не надо давать реактивного ответа, но задать его себе, помолиться.

Г) Первый вопрос – что осталось непонятным?

– О ком или о чем идет речь в этом отрывке? Какие темы поднимает этот отрывок?

– Чему учит этот отрывок о Боге?

– Есть ли здесь пример для подражания, повеление к действию или предупреждение?

– Имеется ли здесь обетование?

– Какой стих мне следует запомнить?

– Происходит ли нечто подобное в наши дни, или это относится только к библейским временам?

 

Д) Перечитываем по кругу.

– Как можно руководствоваться этим отрывком в жизни?  Как вы можете практически применить прочитанное?

– Чем из того, что вы сегодня прочли, вы можете поделиться с другими людьми?

– Последний вопрос: Что для меня было важно? Какую истину открывает лично мне сегодня Бог из прочитанного? Что значимо лично для меня?

Е) Молчание, общая молитва, благодарение.

Скачать: Правила для ведущего для первого занятия