[hide][/hide]Уже не первую неделю в информационном пространстве не утихают страсти вокруг намерения Константинопольского Патриархата предоставить Томос  украинской церкви.
Это вызвало негативную реакцию со стороны Русской Православной Церкви. На прошедшем Синоде принято решение на время приостановить евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом.

Специально для информационного агентства «ДНЕСЬ» эту ситуация прокомментировал религиовед  Даниил АВДЕЕВ:

«Киевская митрополия согласно Томосу 1686 года является канонической территорией РПЦ, поэтому предоставление автокефалии — исключительная прерогатива Московского Патриархата. Но в данный момент эта инициатива исходит от украинского государства и президента Петра Порошенко, в то время как инициировать этот вопрос вправе лишь митрополит Киевский Онуфрий, поскольку он является главой канонической Украинской церкви. К тому же, решение о даровании Томоса должно быть одобрено предстоятелями прочих автокефальных церквей. Как мы видим, сейчас среди них нет единой позиции по данному вопросу. В идеале должен быть проведен собор, либо главы православных церквей должны издать официальное заявление.

Если все же автокефалия будет провозглашена — на Украине прибавится еще одна структура – либо Украинская Поместная Православная Церковь, либо Киевская митрополия Константинопольского Патриархата. Это не приведет к созданию единой церковной организации, но будет способствовать усугублению и без того сложной ситуации. Для прихожан  храмов УПЦ МП единственно верным решением является сохранение верности своей Церкви.

Похожий случай произошел с Эстонской церковью в 90-х годах XX века, хотя корнями эта история уходит в 20-е годы XX века, когда Патриарх Константинопольский Мелетий IV(Метаксакис) своим Томосом учреждает Эстонскую Апостольскую Православную Церковь, несмотря на то, что территория Прибалтики издавна находилась под юрисдикцией Русской Православной Церкви. В период нахождения Эстонии в составе СССР ЭАПЦ фактически не существовала. Однако в середине 90-х годов государственные органы Эстонии приняли решение о регистрации ЭАПЦ в качестве единой Православной церкви, что спровоцировало конфликт РПЦ и Константинополя, в результате чего в 1996 году было временно приостановлено, как и сейчас, евхаристическое общение с Константинополем.  В дальнейшем, из соображений крайней икономии и с целью восстановления порушенного единства было принято решение сохранить статус-кво. Таким образом, на территории Эстонии сейчас существуют две канонические православные структуры и в данном случае прихожане имеют право самоопределения. Но масштабы Эстонии и Украины не сопоставимы: в Эстонии не больше ста пятидесяти православных приходов, тогда как на Украине в разы больше. Эстония по большей части католическая и протестантская страна, соответственно православное население является меньшинством.

То, что происходит сейчас, нельзя назвать ни изоляцией, ни расколом, поскольку решение Синода говорит о том, что евхаристическое общение приостанавливается на уровне архиереев.

Если мы говорим об обычных мирянах, то они спокойно могут причащаться в храмах Константинопольского Патриархата, а наши священники могут сослужить с константинопольскими священниками.
В настоящее время этот конфликт не носит вероучительный характер, конфликт исключительно юрисдикционный. Вопрос догматики здесь не рассматривается.

Подробнее